В Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам подготовили законопроект с поправками в Налоговый кодекс, которые предусматривают для арендаторов торговой и офисной недвижимости обязанность самим перечислять НДС по арендным платежам.
В случае принятия поправок, арендаторы будут признаны налоговыми агентами по арендным платежам и к ним перейдет обязанность по перечислению НДС в бюджет. По словам разработчиков законопроекта, данная схема будет действовать лишь в отношении арендаторов из пострадавших отраслей, которым ранее фактически была предоставлена отсрочка по уплате аренды до 1 октября, передают Известия.
Мера будет временной — на период кризиса. Это позволит защитить арендодателей от уплаты НДС по фактически не поступающим из-за карантина и отсрочек суммам, считают авторы законопроекта.
Аналогичная схема уже действует в отношении арендаторов помещений у государства.
Напомним, что компании признаются налоговыми агентами по НДС при участии в следующих сделках:
- Приобретение или безвозмездное получение товаров, работ и услуг у иностранных организаций и предпринимателей, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК, письмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-08/34227).
- Аренда государственного или муниципального имущества непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления. Физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, налоговыми агентами в таких операциях не признаются (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК).
- Приобретение на территории России имущества казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК). Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые выкупают арендованное имущество казны по Закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ, формально тоже признаются налоговыми агентами. Они отражают такие операции в разделе 7 декларации по НДС, но удерживать и перечислять в бюджет НДС не должны. Ведь объект налогообложения в этих случаях не возникает (подп. 12 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК).
- Реализация на территории России имущества по решению суда. Кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов (п. 4 ст. 161 НК). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС, организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/300.
- Реализация на территории России конфискованного или бесхозяйного имущества, а также кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК).
- Сделки, где организации выступают посредниками (с участием в расчетах) при реализации в России товаров, работ, услуг или имущественных прав за исключением электронных услуг. Продавец – иностранная организация, которая не стоит в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК).
- Реализация электронных услуг на территории России. Налоговыми агентами в таких операциях признают российских и иностранных посредников, которые участвуют в расчетах и действуют в интересах иностранных исполнителей услуг (п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК).
- Реализация в России водных и гражданских воздушных судов. Налоговыми агентами в таких операциях признают покупателей, к которым перешло право собственности на водное или воздушное судно. Обязанности налогового агента возникают, если в течение 90 календарных дней после передачи покупатель не зарегистрировал судно в Российском международном реестре судов или в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 161 НК.
- Исключение гражданского воздушного судна из Государственного реестра. Налоговым агентом в таком случае признают организацию, которая была собственником судна на дату исключения из реестра.
- Передача в России гражданских воздушных судов в аренду или в лизинг. Налоговыми агентами в таких операциях признают арендаторов или лизингополучателей. Обязанности налогового агента возникают, если в течение 90 календарных дней после передачи арендатор или лизингополучатель не зарегистрировал судно в Российском международном реестре судов или в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Исключение – передача в аренду или в лизинг импортных воздушных судов, освобожденных от налогообложения при ввозе в Россию на основании подпункта 20 статьи 150 НК (п. 6.1 ст. 161 НК).1
- Приобретение вторичного сырья (п. 8 ст. 161 НК).
- Сделки, по которым российские перевозчики на железнодорожном транспорте предоставляют подвижной состав или контейнеры в пользование по посредническим договорам. Исключение – международные перевозки и транспортно-экспедиционные услуги при экспорте (п. 5.1 ст. 161 НК).