Недавно услышал: “Сейчас рынок IT-специалистов перегрет”. Речь шла о росте зарплат. Почему происходит “перегрев”?
Тут каких-то откровений не существует.. Зарплата профессии определяется банальным спросом-предложением на подходящих кандидатов для той-иной должности в текущий момент времени на открытом рынке труда... Вчера было чуть по другому, завтра может стать чуть-чуть по другому... Подходящие кандидатуры на свободном рынке труда есть - зарплата не растет, подходящих кандидатур нет - зарплата подрастает… Но в целом цифра крутится в одном диапазоне… Повторюсь - это в рамках одной массовой профессии…
Если профессия не массовая, возникают перекосы в ту-иную сторону, рано-поздно выравнивающиеся. Либо профессия становится массовой, либо профессия исчезает...
А с чем связана разница стоимости труда в различных профессиях?
Какой ориентир уровня зарплаты, если не с чем сравнивать?
Встретил такой подход. Представьте себе шкалу, где на одной стороне Инициативность, а на другой - Технологичность. И все профессии располагаются на этой шкале, в соответствии со степенью процента присутствия этих двух качеств.
Размер зарплат будут соответствовать положению профессии на шкале.
Там где предполагается больше Инициативы - зарплаты выше. Там, где все основано на Технологичности - зарплаты ниже.
Ну, какая инициатива должна присутствовать у машиниста метро? - ноль. Все по расписанию, все по инструкции, отрепетированной много раз.
Чисто сдельная система оплаты труда не прижилась, осталась только на простых и (или) коротких видах работ.
Чисто повременная оплата неэффективна и изживает себя.
Выживает сдельно-премиальная.
Г. Эмерсон: "Живое - это то, что реагирует на премию за результативность. Остальное - мертвое”.
В профессиях-должностях, ориентированных на Технологичность, премии небольшие, но регулярные.
Там, где ориентирование на Инициативу, премии большие (зависит от результатов и договоренностей), но могут быть очень редкими.
Имеется путаница. Бывает, для профессии-должности одного и того же названия, в разных сферах присутствуют различные ожидания.
Продавец в супермаркете (предполагается максимальная технологичность) и продавец в b2b-продажах (предполагается максимальная инициативность). Зарплаты, соответственно, должны отличаться.
Подобная путаница все еще присутствует в названиях и других профессий.
При собеседовании на работу стоит неявно уточнить, какие ожидания у нанимателя относительно Вашей деятельности? Не используя слова Инициативность и Технологичность, но чтобы наниматель проговорился, что он ждет от Вас?
Если речь пойдет об Инициативе, то она бывает нескольких уровней, и желательно выяснить, какую из них планирует предоставить наниматель:
1.
Высокий уровень. Выделяется бюджет-ресурсы, оговариваются сроки, варианты ожидаемых результатов, бонусы от достигнутого.
2.
Средний уровень. Ожидается генерирование предложений, каждое из которых нужно согласовывать с руководством, обосновывать выделение бюджета.
3.
Низкий уровень. У руководства есть собственные идеи, нужно “проявить инициативу” и реализовать их.
Условия оплаты тоже желательно выяснять сразу. Бонусы за инициативу предполагаются? Что будет считаться маркером успешного результата?
Большинство профессий в мире двигается в сторону технологичности.
---------------------------------------------------
по мотивам https://www.triz-ri.ru/
---------------------------------------------------