Найти тему
Новый проспект

Рынок труда ждут изменения: руководителей будет интересовать результат, а не процесс выполнения работы

Фото: Константин Кокошкин/Коммерсантъ
Фото: Константин Кокошкин/Коммерсантъ

Каждый шестой житель планеты, по подсчетам BCG, лишится этим летом привычного уровня доходов. Уровень безработицы в мире превысит 17%. То есть 2021 год почти 2 млрд человек встретят в статусе безработного.

Россия, по замыслу властей, должна была пойти своим путем. Но российские предприниматели провалили эксперимент: они не справились с задачей по выплате зарплат в период каникул, которые великодушно объявил Владимир Путин. Напомним, в марте этого года обязательства по выплате заработной плате правительство отдало на откуп бизнесу, при этом введя фактический запрет на большинство видов предпринимательской деятельности. Теперь — спустя почти четыре месяца после начала эксперимента — ряд бизнесменов готовятся к банкротству. Однако, по мнению экономиста и проректора по стратегическому развитию Российской экономической школы Максима Буева, российские предприниматели получат шанс отыграться.

«Мы все понимаем, что расходы на содержание штата, выплату заработной платы, социальных налогов — это одна из основных и самых затратных статей бизнеса. Но до настоящего момента возможности по увольнению сотрудника у бизнеса были сильно ограничены, — рассуждает Буев, — Теперь же, если предложения правительства будут приняты, рынок труда станет более гибким: работодателям станет легче увольнять людей, переводить на краткосрочные контракты, удаленку. Станет легче не нанимать в штат, а «арендовать» нужных специалистов. На бумаге это все выглядит разумно».

При этом сами сотрудники, на первый взгляд, к изменению взаимоотношений с работодателями уже готовы. Центр трудовых исследований Высшей школы экономики опросил пять тысяч россиян, проживающих в 14 регионах страны и выяснил, что уже сейчас условия труда изменились у более 80% респондентов: из них у 40% уменьшилась зарплата, а 20% остались без премий.

«Чем меньше размер компании, тем больше шансов у штатных сотрудников остаться без зарплаты. В то же время, все боятся остаться в текущих условиях без работы, — признается бизнесмен Артем Табунин, — Многие предприниматели, и я в том числе, сейчас крутят в голове две мысли: персонал — самая затратная часть бизнеса и, вторая: необходимо готовиться ко второй волне пандемии. В этих условиях единственный вариант спасти бизнес — это оптимизация затрат на содержание персонала и переход на уже готовые сервисы автоматизации, фрилансеров, удаленные каналы».

«В России существует исторический страх открытой безработицы, и в связи с этим есть традиция урегулирования проблемы нерыночными методами. — продолжает Буев, — Вспомните, в 90-х безработицу купировали либо переводом людей в неоплачиваемый отпуск, который мог длиться весь год, либо выдачей зарплаты не деньгами, а продукцией предприятия. Возможно, именно сейчас мы впервые столкнемся с открытым проявлением безработицы в России, как это происходит в рыночных экономиках. Идеальной была бы следующая модель по выходу из кризиса — бизнесу позволено легко увольнять людей, а у государства есть мощная система по поддержке безработных. Таким образом, бизнес социальной поддержкой населения себе в убыток не занимается».

Собеседник подчеркивает, что в борьбе с распространением коронавирусной инфекции пострадал именно малый и средний бизнес. Например, многие маленькие кафе и рестораны в центре Петербурга, которые радовали туристов кофе и выпечкой, после снятия карантина уже вряд ли смогут открыться. Согласно исследованию EventyOn, в этой отрасли из каждых 10 сотрудников под сокращение попали, минимум, пятеро. На грань выживания поставлены и туристические агентства (сокращения здесь достигли 80%), салоны красоты и спортзалы. По оценкам экспертов РАНХиГС и Института Гайдара, банкротство грозит более 67% всех малых и средних компаний и индивидуальных предпринимателей, а их оборот в прошедшие два месяца, по сравнению с предыдущими, сократился на 77%.

Однако, по мнению карьерного консультанта Алексея Орлова, в итоге от «оптимизации» Трудового кодекса пострадают все. «Рост безработицы и снижение располагаемого дохода населения приведет к закономерному падению платежеспособного спроса на внутреннем рынке. А у нас подавляющее большинство бизнесов ориентировано на внутренний спрос, а не на экспорт — продолжает Орлов, — Согласовав поправки в Трудовой кодекс, Кремль «поможет» бизнесу быстрее увольнять сотрудников без выплат и компенсаций.  А кто поможет этим людям найти работу? На что они будут покупать товары и услуги? Похоже, что у государства сейчас нет никакого плана по выходу из кризиса. Нет стратегии. Используется тактика «затыкания дыр» за счёт тех, кто наименее организован и пассионарен».

Более того, в результате кризиса, роль безработных примеряют на себя и руководители, и директора, и даже сами бизнесмены. «К нам на консультации приходят недавно успешные, а сегодня растерянные, буквально оглушенные изменениями люди, — говорит Алексей, — Раньше они меняли работу не после долгих поисков и череды собеседований, а благодаря высокому спросу на рынке труда. Они привыкли, что на фоне общего экономического роста у них всегда были какие-то предложения, приглашения на собеседования, варианты, возможности. Был выбор и ощущение профессиональной востребованности, видение перспектив. А сейчас ситуация резко изменилась: целые отрасли экономики не работают, персонал «сокращен» или отправлен в отпуска за свой счёт, спрос на труд упал. Квалифицированные специалисты и руководители оказались никому не нужны. А предприниматели столкнулись с тем, что у них больше нет бизнеса, но есть долги: нельзя работать, зато изволь платить налоги, аренду, зарплаты... Такая ситуация здорово бьет по самооценке и по вере в светлое будущее даже самых сильных людей. К сожалению, от кризиса нет «волшебного» средства».

Более того, исследования EventyOn показали, что переход на удаленный режим работы изменят и стиль руководства в компаниях: эксперты заявляют, что выживших после оптимизации, но переведенных на удаленный режим работы сотрудников необходимо контролировать жестче, чем офисных сотрудников.

«Жестче, значит давать конкретные KPI для оценки эффективности работы сотрудников, — разъясняет Алекс Бланк, сооснователь компании EventyOn, — в новых условиях руководителя будет интересовать только результат, а не процесс выполнения работы. Жесткий стиль руководства в постпандемическом периоде станет более структурированным: вот задача, вот пункт контроля, вот отметка о выполнении задачи. Сейчас сотрудники всех предприятий будут переходить в режим, знакомый до последнего момента лишь юристам и программистам».

Понравился материал? Обязательно нажмите "лайк" и подписывайтесь на наш канал.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте: https://newprospect.ru/trudovaya-terapiya-chto-budet-s-rynkom-truda-posle-koronavirusa