Найти в Дзене

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО СЧИТАТЬ. РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГА

Как преодолевать трудности, связанные с усвоением числового ряда, и какого типа задания предлагать детям?

Трудности, которые могут возникать у ребенка при усвоении числового ряда, связаны с:
- порядковым счетом (и пересчетом),
- графическим образом цифр,
- соотнесением числа и количества,
- числовым рядом,
- выборочным счетом,
- составом числа.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Начиная работу с трудностями порядкового счета, необходимо обращаться к материалу, который уже усвоен ребенком прочно – например, к сказкам, где есть перечисление персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Цветик-семицветик»). На таком наглядном материале с ребенком повторяется порядковый счет и порядок появления персонажей.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Вторым этапом будет работа с порядковым счетом в упроченных ситуациях, хорошо знакомых ребенку. Очень важно, чтобы порядковый счет прорабатывался в разных направлениях! И слева направо, и справа налево, и сверху вниз, и снизу вверх (например, нумерация этажей – «проехать на лифте» вверх, называя этажи с первого по десятый, а потом – вниз, также такие задания, как остановиться на каком-то этаже, подняться на два этажа выше и т.п.).

Очень желательно закреплять эти знания в быту, в повседневных ситуациях – этажи, номера вагонов, кресел в кинотеатре и т.п., тогда многократное повторение автоматизирует порядковый счет.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Крайне важно формировать правильную стратегию счета, это значимо для дальнейшей работы с понятиями «больше», «меньше»! Ребенку надо проговаривать направление «лево», «право» - в выполнении задания, обозначать в числовом ряду, что числа справа – больше, а слева – меньше (смотрите слайд с поездом). На этапе усвоения порядкового счета сопровождаем счет вслух движением руки слева направо, сверху вниз (в зависимости от задания).
В процессе работы необходимо убедиться (или отработать, если надо), что ребенок знает такие понятия, как:
- лево/право,
- до/после
- предыдущий/следующий.
Эти понятия хорошо отрабатываются на круговых тренажерах типа «Часы-календарь» (образец на слайде), а также на сериях сюжетных картинок («Что сначала, что потом?» и подобных)
Пересчет.
Как правильно обучить ребенка пересчету?

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

1 этап - начинаем работу с реальных предметов, а не с картинок - кубики, мозаику, бусинки и т.п.
- Пересчитываем вместе (рука в руке) и вместе называем.
- Ребенок пересчитывает вслух, указывая рукой на предмет.
- Отодвигаем предмет в сторону при пересчете.
- Взрослый пересчитывает с ошибкой, а ребенок должен заметить это и исправить (это и работа с функцией контроля!).
2 этап - работаем на материале картинок.
- Ребенок пересчитывает вслух, указывая на каждую картинку (при необходимости маркируем картинку – раскрашиваем, обводим посчитанные элементы).
- Взрослый ошибается при пересчете.
- Обязательно фиксируем итоговое число: «Всего предметов….» - «Сколько всего предметов?»

Если Вы хотите получать подборки материалов и анонсы бесплатных вебинаров, подпишитесь на нашу рассылку "Дислексия, дисграфия, дискалькулия - полезные материалы для специалистов": https://vk.com/app5898182_-157934626#s=292675