Найти в Дзене
История и культура Евразии

Казачество после Гражданской войны: Мало кто остался!

По официальным данным в период 20-х годов 20 века из Советской уже России эмигрировало более 300 тысяч казаков и членов их семей.

В результате эмиграции многие казачьи войска потеряли свыше 50% своего мужского населения, особенно на Дону и Урале. До 20% своего состава потеряли амурские и уссурийский казаки - монография Д.Пеньковского ЭМИГРАЦИЯ КАЗАЧЕСТВА ИЗ РОССИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Фото иллюстративное
Фото иллюстративное

В общем, до Первой мировой войны в самых густонаселенных казачьих регионах по Дону, Кубани, Тереку и Кубани проживало 2 миллиона казачьего населения.

Именно из этих регионов и эмигрировало в 1920 году больше всего казаков и казачек - 150 тысяч человек. В основном в Турцию, Болгарию и Сербию морским путем, а часть сухопутным в Польшу.

Вторая крупная волна была из Оренбуржья и Приуралья. Здесь выживших было мало, так как в 1920 году казакам пришлось с боями уходить через суровые среднеазиатские пустыни в Иран. Из 150 тысяч отходивших с семьями казаков границу перешли только 30 тысяч человек.

Уральские казаки
Уральские казаки

Из Забайкалья, Приамурья, Приморья и Казахстана происходила третья волна эмиграции. Численность ее не установлена, но возможно цифры могут достигать полумиллиона человек. Странами выбытия стали Монголия и Китай.

Забайкальские казаки
Забайкальские казаки

Продолжался отток казаков в индивидуальном порядке и в период коллективизации 1920-1930-х годов. Тогда ушло не менее 50 тысяч казаков. В основном из Сибири и Дальнего Востока.

Наиболее крупные казачьи диаспоры за рубежом сложились в Болгарии, Польше, Чехословакии и Югославии. Здесь население охотно принимало их и нередки были браки казаков с местными православными женщинами. Правда в Югославии с приходом немецкой оккупации казаки получили дурную славу как участники антипартизанского движения. Их даже там перестали называть казаками, а дали им имя "Черкасы".

Наиболее активная в антисоветском плане была казачья диаспора в Китае. Здесь казаки также неплохо устроились и компактно проживали в нескольких десятках станиц по линии КВЖД.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром (общая протяжённость 2450 км (в том числе Южной линии - 950 км). Дорога построена в 1897—1903 годах, как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря на фоне экспансии Японии в Корее и Китае. Строительство КВЖД и намерения захватить Внутреннюю Маньчжурию явились одной из главных причин войны с Японией, поражение в которой сделало невозможным осуществление этих планов.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром (общая протяжённость 2450 км (в том числе Южной линии - 950 км). Дорога построена в 1897—1903 годах, как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря на фоне экспансии Японии в Корее и Китае. Строительство КВЖД и намерения захватить Внутреннюю Маньчжурию явились одной из главных причин войны с Японией, поражение в которой сделало невозможным осуществление этих планов.

Казаки в этом регионе регулярно участвовали в диверсиях против советской власти и длительное время не давали спокойно жить местным органам госбезопасности и советской милиции.

Таким образом, за рубежом в 1920-е годы оказалась большая часть казачества, которая длительное время сохраняла свой культурный код как отдельного народа в эмигрантской среде. Сейчас уже за рубежом практически не осталось никаких казачьих объединений и потомки эмигрировавших давно смешались местными жителями по месту проживания.