Найти тему
жомини да жомини

Как лобстеры поссорили французов и бразильцев

Оглавление

Лобстеры ходят или плавают? Этот безобидный вопрос в начале 1960-х чуть не привёл к войне между Францией и Бразилией.

Этот поразительный конфликт разгорелся в 1961 году. Конечно, лобстер не был причиной военных действий: его вина как у австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, который "развязал" Первую мировую войну. У Франции и Бразилии уже давно был ряд претензий друг к другу. И лобстеры пришлись как нельзя кстати.

Французская колониальная система рушилась, и независимость получила Мавритания. Французы уже давно пользовались побережьем этой страны, чтобы пополнять запасы рыбы и моллюсков. Теперь, когда мавританцы получили свободу, французы обратили внимание на бразильский континентальный шельф, который кишел лобстерами. Четыре судна, в том числе траулер «Готте», отправились на северо-восточное побережье Бразилии в 1961 году.

Жуан Гуларт, президент Бразилии (1961-1964 гг.)
Жуан Гуларт, президент Бразилии (1961-1964 гг.)

Четыре лодки за месяц поймали 85 000 лобстеров. За ними потянулись десятки других лодок. И тут власти Бразилии возмутились: страна решила не пускать чужаков и защитить свои территориальные воды. Французы отступили, но не уплыли: даже в сотнях километрах от берега лобстеров был пруд пруди. В начале 1962 года французское судно поймало 45 тонн ракообразных за восемь дней в 200 километрах от бразильского побережья. Местные рыбаки были в ярости.

Новый бразильский президент Жуан Гуларт был на посту всего лишь шесть месяцев, но популярность его была невысокой, армия президента не поддерживала. А в северном штате Пернамбуку уже началось рыбацкое восстание: бразильцы требовали спровадить французов обратно. Тогда Гуларт начал действовать: несколько бразильских военных кораблей вышли в море и окружили французские лодки. Так военные попугали чужаков и забрали их груз. Тогда Париж и Бразилиа начали закидывать друг друга нотами протеста.

И тут наступил момент истины. Бразильцы начали утверждать, что лобстеры ползают по морскому дну.

Тремя годами ранее ООН приняла конвенцию, которая гласила, что все природные ресурсы, находящиеся в контакте с континентальным шельфом, принадлежат прибрежному государству. Таким образом, все лобстеры становились бразильскими. Французы категорически не согласились: они утверждали, что лобстеры плавают, а не ползают, поэтому французы имеют право их ловить – лобстеры не принадлежат Бразилии, как и рыба. Бразильцы подняли французов на смех. Бразильский океанограф Паулу-де-Каштру Морейра заявил: если лобстеры считаются рыбой, когда плывут, то кенгуру можно считать птицами, когда они прыгают.

Посол Бразилии во Франции Карлос Алвес Де Соуза Фильо.
Посол Бразилии во Франции Карлос Алвес Де Соуза Фильо.

Во Франции обиделись. Президент Шарль де Голль вызвал бразильского посла Карлоса Альвеса де Соуза Фильо, чтобы объяснить доходчиво, кто тут плавает, а кто – ходит. Де Голль был так убедителен, что после встречи посол заявил бразильской газете "Жорнал ду Бразил»: «O Brasil não é um país sério» (Бразилия – несерьёзная страна). Такого позора от посла не ожидал никто, и тогда бразильские газеты начали приписывать фразу самому де Голлю.

В 1963 году конфликт становится военным: три французских судна захватывают бразильцы, но потом отпускают по приказу президента Гуларта. Вся страна возмущена действиями политика, и ему приходится отменять своё решение. Для французского правительства это уже слишком. Военный флот покидает Тулон и во главе с эсминцем "Тарту" отплывает в Бразилию. Бразильцы готовят авиацию к налётам и направляют в район авианосец. Гуларта считают трусом, пресса единодушно выступает за начало боевых действий.

Бразильская эскадра на пути к французской. 1963 год.
Бразильская эскадра на пути к французской. 1963 год.

Лобстеры изменили бразильскую историю: в марте 1964 года в стране произошёл государственный переворт, Гуларт был свергнут тремя генералами и обвинён в симпатиях к коммунистам. Отношения с Францией резко потеплели: в декабре конфликт закончился подписанием соглашения между странами. Отныне было разрешено фиксированное количество кораблей, которые могли ловить рыбу в бразильских водах при условии, что часть своего дохода они будут платить стране. И вопрос, который чуть было не вызвал войну в Атлантике, был разрешён: лобстеры всё-таки ходят, а не плавают.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!