Авангард - это искусство, которое постоянно ищет и находит новые методы и средства выражения. Классическое разделение на живопись, графику, скульптуру и архитектуру и раньше было весьма условным, а с развитием новых взглядов на изобразительное искусство перестало быть актуальным. Искусство авангардной анимации тому яркий пример.orman McLaren - Dots (1940). Кадр из анимации.
Норман МакЛарен - основоположник авангардной анимации, посредством созданного им метода "бескамерной съемки". За свою жизнь МакЛарен создал более 50-ти короткометражных фильмов, за которые получил более 200 различных наград, включая "Оскар".
Начал художник с раскраски и рисунков на старых и испорченных кинолентах. Примером его ранней работы, созданной еще в Шотландии служит короткометражка Полихромная фантазия (1935):
Norman McLaren - Polychrome fantasy (1935)
Его часто сравнивали с Уолтом Диснеем, говоря, что Дисней и МакЛарен - два полюса мультипликации. По своему значению для искусства мультипликации эти авторы действительно близки.
После переезда в Нью-Йорк и получения гранта Фонда Гугенхайма, он создает свои первые знаменитые анимации на кинопленке с помощью революционных методов синхронизации анимации с музыкой:
Norman McLaren - Dots (1940)
Как именно он соединял картинку и буквально нарисованные им звуки можно наблюдать в следующем видео:
МакЛарен всегда работал на стыке графики, мультипликации, кино и музыки. Взаимодействие мелодии и "движения, которое мы рисуем" завораживало художника. В этом ключе интересен его фильм 1949 года "Красочная фантазия", созданный с сотрудничестве со знаменитым джаз-бэндом "Оскара Питерсона":
Norman McLaren - A Phantasy in Colors (1949)
Оскароносный короткий метр Нормана МакЛарена "Соседи" вспоминается при просмотре произведений некрореалиста Евгения Юфита. Но если творчество Юфита не для слабонервных, то работа шотландца 1952 года, созданная в технике пикселирования (использования живых актеров в качестве покадрового объекта в анимационном фильме путем многократного позирования и незначительного изменения его позы для создания эффекта движения) скорее забавная с морализаторским антивоенным смыслом:
Norman McLaren - Neighbours (1952)
На Оскар был номинирован и фильм "Сказка о стуле", также выполненный в технике пикселирования. Для создания фильма была использована марионеточная техника, но черные нейлоновые нити были натянуты по горизонтали, за кулису. В 1958 году фильм получил специальную награду Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA).
A Chairy Tale (1957)
Еще одно соединение музыки и анимации в творчестве Нормана МакЛарена выразилось в фильме "Канон", в котором по законам музыкальной формы канона (мелодия-спутник повторяет основную мелодию с запаздыванием в один или несколько тактов) герои выполняют одни и те же действия с разницей в несколько секунд:
Norman Mclaren - Canon (1964)
Фильм "Pas de deux", номинированный на премию Оскар, демонстрирует интерес художника к темам танца и музыки в анимации:
Pas de deux, de Norman McLaren (1968)
При просмотре этого фильма мне вспомнилась знаменитая работа итальянского футуриста Джакомо Балла:
И напоследок, забавная анимация-пародия известного кинорежиссера Мела Брукса "Критик", завоевавшая "Оскар" в 1964 году, о том, как далекий от авангардного искусства человек "наслаждается" просмотром короткометражки Нормана МакЛарена:
Всем прекрасного дня! Если Вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Искусство. Знаем и понимаем. - узнавайте еще много нового и интересного!