Как научится работать с параграфом учебника?
Как правильно нужно заканчивать устный или письменный ответ?
Зачем нужно конспектирование? Как его делать?
Я училась в школе хорошо, чаще всего отлично.
Пятерки в нашей сельской школы давались непросто: их надо было выстрадать.
Страдания начинались дома с подготовки домашнего задания, и заканчивались в классе.
Чтобы получить пятерку по истории, обществознанию, биологии и географии, мало было только ответить на вопрос учителя.
Самое интересное начиналось потом: за твоим ответом следовали вопросы класса тебе же.
Класс задавал даты и термины за весь пройденный курс, по биологии - делал дополнения к ответу.
Чем больше ты давал правильных ответов классу по истории и чем меньше было дополнений к твоему рассказу по биологии, тем выше была оценка.
Списать было невозможно.
Гуманитарные предметы предполагали исключительно устный диалог.
Учительница по истории, Анна Логвиновна, учила нас не только говорить, но и работать с учебником.
Она уделяла особое внимание этой деятельности.
Были уроки, когда она давала нам самостоятельно читать параграф, при этом показывая, как это делать.
1. Читаем абзац, подчеркиваем главную мысль, записываем ее в тетрадь. (Я чиркала прямо в учебнике).
На этом этапе важно научить ребенка уяснять главную мысль.
Вообще, этому учат на уроках чтения в начальной школе, но если есть трудности, придется учиться это делать заново.
Это называется "конспектирование".
2. Если встречается непонятное слово,не ленимся, а уясняем его значение в словаре.
Это очень важный пункт! Одно непонятое слово тормозит дальнейший процесс уяснения текста. Это как чугунное ядро на ноге у заключенного: двигаться можно, но с каждым метром все труднее и труднее.
3. Даты и термины выписываем и учим. Мы выписывали в тетрадочку.
С сыном я применяю карточки: на одной стороне дата, на другой- событие. Стопку карточек удобно учить и повторять, откладывая выученные карточки в одну сторону и прогоняя еще раз то, что не выучил.
4. Пересказываем абзац. Да, берем свой голос и озвучиваем своими словами то, что сейчас прочитали.
5. Все вышеописанное проделываем с каждым абзацем
6. Потом пересказываем параграф, опираясь на конспект. Тут можно нарисовать майнд карту, но мы в школе их не рисовали, отвечаем на вопросы параграфа.
7.В конце делаем вывод! Собственно, а для чего ты сейчас так красноречиво рассказывал про Петра 1 и флот на Азовском море? Что из этого следует? Ты не просто так рассказываешь о том или ином событии, а указываешь явления, причинно-следственные связи и озвучиваешь результат.
За отсутствие вывода оценка автоматически снижалась на балл. Нас учили начинать вывод фразами "Таким образом", "Подводя итоги", "Приходим к заключению…"
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
- Работе с учебником (конспектированию) надо учить.
- Параграф- это не только рассказ, но и термины и даты.
- В собственном ответе учимся делать выводы. Пригодится не только в ЕГЭ-сочинении, но и в любом реферате и курсовой.
А вы помните, как проходили ваши уроки по истории?
Какой лайфхак вы вынесли со школы?