Найти тему
Old school dude

Песни Александра Зацепина из 70-х

Оглавление

Продолжаем разговор о самом, пожалуй, успешном в киноиндустрии 20-го века композиторе-песеннике Александре Сергеевиче Зацепине. Начало здесь:

Зацепин писал по-настоящему народные песни. Ведь что такое "народная"? Ошибочно думать, что какая-то большая группа людей, живущая на данной территории, собралась как-то и в своем кругу коллективно сочинила песню. Так не бывает. У каждой песни есть свой конкретный автор, просто не всегда история сохранила его имя, хотя, если хорошенько порыться в архивах, то можно докопаться до авторства большинства "народных" песен.

А вот то, что народ эти песни подхватил, запел, порой чуть изменяя слова, да и поет на протяжении долгих лет – это и есть тот самый показатель "народности". Вот Александр Сергеевич Зацепин и есть такой "народный" композитор, сочинявший по большей части с "народным" поэтом Леонидом Петровичем Дербеневым настоящие "народные" песни.

Александр Зацепин. Фото из открытых источников
Александр Зацепин. Фото из открытых источников

В 1974 году Леонид Гайдай снял комедийный альманах "Не может быть!" по рассказам Михаила Зощенко. Саундтрек с песнями Зацепина – Дербенева по традиции обрамлял и подсвечивал сюжеты. Пара песен из четырех точно имела популярность. Прежде всего это "Губит людей не пиво". За свою долгую и успешную творческую карьеру Вячеслав Невинный сыграл множество ролей. Но ни один персонаж не принес артисту столько славы и народной любви, сколько подарила роль торговца пивом. А песня о любви к пиву, которую мастерски характерно спел Вячеслав, с той поры звучала практически везде – от ресторана до дворовой компании.

Олег Даль всегда замечательно пел, и, работая над фильмом "Не может быть!", Александр Зацепин изначально рассматривал его как вокалиста, поскольку тот был занят в фильме как актер. Песню "Купидон" Олег исполнил блестяще, сполна отыгравшись за прежние неудачи.

Романс "Черные подковы" гениально спел Роберт Мушкамбарян, солист "Веселых ребят". Это просто удивительно: он то опережает темп, то немного запаздывает, интуитивно чувствуя, когда это необходимо сделать, – и от такой неповторимой подачи песня только выигрывает.

В 1975 году на киностудии "Молдова-фильм" режиссеры Валерий Харченко и Михаил Бадикяну сняли музыкальный фильм о буднях воинской самодеятельности под названием "Между небом и землей". Дуэт Зацепин-Дербенев написал для него целую россыпь из семи песен. "Ариэль" исполнили полную драматизма "Волки гонят оленя" в не совсем в типичной для себя манере, но таков, видимо, был замысел автора.

А вот их же "Уходишь ты" – не только один из лучших образцов, но и один из последних образцов чистого первозданного стиля ВИА как такого. Песня аранжирована очень мягко и деликатно, получился такой лирический портрет на фоне ночного зимнего пейзажа. Никаких резких звуков и тембров, диссонирующих с грустью утраты, тревожность задается конгениальной партией бас-гитары Валерия Ярушина; тему ведет орган, то негромко паря где-то на заднем плане, то взлетая поверх хора божественных голосов и других инструментов – выдающаяся ансамблевая работа. Светлая, печальная музыка "уходит в ночь и плачет уходя" высоким звуком электрооргана, изображающего вьюгу на фоне стаккато гитары. Со стаккато, кстати, все и начиналось – таким образом круг замкнулся, как бы обозначая рамку багета зимнего пейзажа.

Валерий Ободзинский исполнил целых четыре песни. И если "Марш десантников" был сюжетно проходным, то лиричные "Небо мое" и "Если девчонка тебя избегает" превосходно передали палитру голоса певца и красоту мелодических линий.

А вот "Песня о первом прыжке", которую для фильма тоже исполнил Валерий Ободзинский, написана и аранжирована в стиле кантри, что для Зацепина было довольно неожиданно.

На фильмах "Отважный Ширак" и "Между небом и землей" началось сотрудничество Александра Зацепина и Аллы Пугачевой. Александр Сергеевич не чурался никакой работы, слыл при этом трудоголиком и в творческом запале мог параллельно вести несколько проектов одновременно. А голос Пугачевой в то время мог собой украсить любую песню, а лиричную с красивой мелодией "И кто виноват?" тем более.

Самоделкин

В своих интервью Александр Сергеевич вспоминал случай, когда в начале 70-х он показал своей дочери-старшекласснице новую песню, а та в ответ ему сказала, что молодежи это будет неинтересно, потому что она слушает другую музыку. Надо отметить, что Зацепин с юности помимо джаза увлекался еще и радиоэлектроникой, он внимательно следил за техническими новинками с точки зрения звукоизвлечения. В процессе записи и монтажа саундтреков и песен он постоянно экспериментировал со звуком, применяя все те электронные примочки, которые удавалось достать или сделать своими руками.

А вот музыкальными новациями, прежде всего в рок-музыке, он как-то манкировал, считая их недостойными своего внимания. Но после того разговора с дочкой, решил этот пробел в музыкальном кругозоре восполнить, для чего он добросовестно переслушал десятки пластинок и пленок с записями современного западного рока и поп-музыки. Это способствовало появлению в его голове проапгрейденных музыкальных идей, для реализации которых необходима была новая современная аппаратура.

Поскольку качественной студийной аппаратуры, отвечающей современным требованиям звукозаписи, в Союзе в то время не было как класса, а авторские гонорары какие-никакие капали, оставался единственный выход – собрать студию у себя дома за свой счет.

Александр Зацепин в студии. Фото из открытых источников.
Александр Зацепин в студии. Фото из открытых источников.

Прежде всего требовалось пространство, для этих целей в середине 70-х года Александр Зацепин обменял две свои квартиры на одну новую, где и построил собственную студию звукозаписи. Отечественная промышленность такого почти не производила, достать западную фирменную аппаратуру было очень сложно, поэтому уникальная звукотехника изобреталась и монтировалась с помощью народных умельцев и самородков, "кулибиных" и "поповых".

Консультативную помощь композитору оказывали знакомые инженеры-электронщики, да и сам он был какой-никакой радиолюбитель. Помимо пульта, ревербератора, усилителя и разных других технических приспособлений и гаджетов Зацепин обзавелся электроорганом, сделанным по его индивидуальному заказу на заводе в Муроме, самодельными синтезаторами и даже меллотроном.

В результате технический уровень и возможности домашней студии Александра Сергеевича оказался выше, чем у государственных студий, и это давало прекрасную возможность не только записывать и аранжировать музыку на дому, но и делать это в соответствии с современными звучаниями.

Александр Зацепин и Алла Пугачева. Фото из открытых источников.
Александр Зацепин и Алла Пугачева. Фото из открытых источников.

Рыжая бесстыжая по имени Алла

В 1975 году на киностудии "Таджикфильм" режиссер Мукадас Махмудов работал над детским музыкальным сказочным телефильмом "Отважный Ширак" по сценарию Аркадия Инина. Заказ на музыку к нему был направлен Александру Зацепину. Как он описывал это в книге "Есть только миг":

"В начале 70-х мой приятель Виталий Клейнот, хороший музыкант, помогавший мне тогда делать аранжировки к таджикскому фильму "Отважный Ширак", говорит: "В ДК им. Горбунова проходит финал смотра самодеятельности. Там будет певица Алла Пугачева. Послушайте её, может, она вам понравится". Я пошёл туда. Пугачёва, кажется, пела "Посидим-поокаем" и что-то еще. И она мне понравилась. И голос понравился красивый, и эмоциональность. Я подошел к ней, поздравил и предложил работать. "Давайте, – сказал, – запишем одну песню, а потом для кино будем записывать!" Она сразу же согласилась".

Так начался, пожалуй, самый изобильный на удачи период в творчестве певицы, а сложившийся треугольник Зацепин – Дербенев – Пугачева приобрел некую магию. В фильме прозвучало аж три песни в исполнении Пугачевой, причем "Полно вокруг мудрецов" в новом для Зацепина фанко-дисковом стиле.

Песню "Друг друга мы нашли" Алла Пугачева спела дуэтом с Александром Лерманом. Она не часто пела дуэтами, но с Лерманом получилось непередаваемо. Два сильных, кантиленных, выразительных, тембрально окрашенных голоса не только не забивают друг друга, но удивительно нежно и деликатно взаимодействуют. Это одна их последних записей Лермана перед эмиграцией.

А вот то, что "Волшебник-недоучка" станет хитом, сам Александр Сергеевич совсем не ожидал:

"Порой мне и сценарий не очень нравился, но я видел, что здесь можно написать хорошую музыку и песни. Кстати, одним из сценаристов "Отважного Ширака" был хороший писатель Аркадий Инин. Он мне говорил: "Кому нужна эта песня – "Волшебник-недоучка"?! Никто ее не запомнит!" И предсказывал успех совсем другой (видимо, "Друг друга мы нашли"). Но та песня осталась незамеченной, а "Волшебник-недоучка" звучит до сих пор. Все непредсказуемо!"

А вот эффектная оговорка "Да-аром… Ой!" в песне появилась случайно Пугачёва ошиблась и не вовремя вступила, но Зацепину это так понравилось, что он оставил ее в окончательной редакции, ведь это точно передавало "неумелость" героя-волшебника. Или это была легенда, сам Зацепин вспоминал о работе над песней так:

"Алла знала, что поет. Не просто ноты, а характер, образ… Помню, записывали песню "Волшебник-недоучка". Пугачева спела один дубль, потом послушала и сказала: "Не-е-ет, эту песню надо по-другому делать…" – и запела мальчишеским голосом".


Фильм прошел скромно, но песни из него зазвучали, а с тем же
"Волшебником" Алла Пугачева позже появилась в детской телепрограмме "Будильник":

В 1975 году Александр Зацепин поучаствовал еще в одном кинопроекте – снятой на "Одесской киностудии" экранизации Жюля Верна "Капитан Немо". Их с Дербеневым песню в стиле кантри "Женщина с зелеными глазами" исполнил Олег Анофриев.

А с Аллой Пугачевой наш "магический треугольник" снова соединился на музыкальной кинокартине о спорте "Центровой из поднебесья". Причем, сама Алла первоначально рассматривалась в фильме и на роль певицы, но было принято решения в этом качестве все же снять профессиональную актрису.

Музыка фильма была выпущена отдельной пластинкой и имела оглушительный успех. Отметим, что музыкальная стилистика песен Зацепина претерпела качественные изменения. Так, например, песня "Бубен шамана" имеет сложную прогрессив-роковую структуру с психоделической духовой секцией и фанковым ритмом, аранжировку этой песни помог сделать Виталий Клейнот, а все инструментальные партии исполняли музыканты, приглашенные им из разных ансамблей для этого проекта.

Пугачёва вспоминала, что во время записи этой песни она была простужена и из-за высокой октавы в конце второго куплета сорвала голос на несколько месяцев. Певице пришлось его достаточно долго потом восстанавливать дыхательной гимнастикой по системе Стрельниковой. Но до конца его восстановить не удалось и она больше не могла петь фальцетом.

Песня "У-гу-гу", на мой взгляд, очень точно передает атмосферу середины 70-х, она интересно аранжирована – мы слышим даже меллотрон, очень интересен ритм, а как восхитителен саксофон в коде!

Но главными хитами фильма были две другие песни в исполнении Пугачевой, одна из них "Любовь одна виновата". Александр Сергеевич вспоминал:

"Работать с ней было приятно. Я ей звонил: "Зайди, у меня к новому фильму песни есть!" Сижу за роялем, играю мелодию, напеваю своим противным, скрипучим голосом. Она слушает, очень быстро запоминает, память у нее колоссальная!
Потом садится за рояль, тут же сама играет эту песню, находит себе тональность – выше или ниже. Она говорит: "А можно вот тут в припеве добавить еще что-то, чтобы ярче было?" Бывало, две-три ноты исправлю или показываю другие варианты: есть еще и такой запев, и такой припев. И мы вместе находим лучшее".

Другим мегахитом стала "До свидания, лето" с удивительной, гениальной аранжировкой. Здесь все прекрасно – каждая нотка, даже пауза. О работе над этой песней с Пугачевой Зацепин описал в своей книге:

"Или вот она записывала она "До свиданья, лето". Мы слушаем: там три раза повтор последней строчки, и у нее каждый раз эта фраза звучит по-разному. Алла говорит: "Вот первая – хорошо, а вторую я, может быть, перепою". Было жалко стирать. И она сделала несколько дублей. Послушали, отобрали лучшее. У нас хватало времени: студия-то была моя. Никто не гнал, мы могли выбрать самое лучшее. Я брал из одного дубля один кусочек, из другого – другой, потом все это сводил".

Интересная деталь, в конце 70-х годов на международном песенном фестивале в США Александр Зацепин неожиданно для себя получил премию за песню "До свиданья, лето" сразу по двум категориям – Folk-musik и Easy listening (легко слушаемая музыка).

Были в фильме еще три песни, спетых солистами "Веселых ребят": арт-роковый фанк "Город огромный" исполнил Роберт Мушкамбарян, как и соул-фанк с замечательной флейтой и саксофоном "Перебежала кошка мне дорогу", а третью – софт-рок с ритм-н-блюзовым ритмом "Верблюд" исполнило трио Роберт Мушкамбарян, Александр Барыкин, Алла Пугачёва. Еще одну лиричную песню "Когда зовет любовь" спел Олег Анофриев.

Детский телефильм "Фантазии Веснухина", снятый режиссером Валерием Харченко на "Одесской киностудии", повествовал о детской мечте мальчишки выступать в цирке со своим котом, а показали его по Центральному Телевидению прямо 31 декабря 1977 года, поэтому его аудитория была огромна. И после этого репертуар Аллы Пугачевой пополнился песнями из фильма: "Колыбельная", "Рисуйте, рисуйте", "Найди себе друга", "Куда уходит детство". И совершенно очевидно, что именно с помощью песен Александра Сергеевича Зацепина Пугачева стала самой настоящей звездой со всеми вытекающими.

В конце 70-х годов песня "Куда уходит детство" на международном песенном фестивале в Лос-Анджелесе получила премию в номинации Easy listening. Позже, когда Зацепин попал в США ему удалось пообщаться с председателем жюри о том, как проходят такие конкурсы, вот что он описал:

"Условия были таковы: посылаешь кассету и девять долларов (от СССР это оплачивал ВААП). На кассете – только одна песня. Если хочешь три, то необходимо отправить три кассеты и двадцать семь долларов. Председатель жюри Тед говорит:
Пришло больше сорока тысяч песен.
– И вы их все слушали ?!.
– Да, – отвечает Тэд. – У меня здесь магнитофон, а слева и справа от стола – по здоровенной корзине. Мне подавали уже открытые кассеты, и я их ставил. Если через десять секунд не слышал ничего хорошего, – кидал кассету в левую корзину и больше уже к ней не возвращался.
Если доходил до припева, но в припеве не было ничего яркого, – туда же ее, в левую корзину. Если слышал что-то вразумительное, – кидал в правую. С первого раза отсеялось сорок тысяч. Оставшиеся десять тысяч слушал второй раз. Из них выделил триста. Слушал их еще раз. Оставил тридцать. И уже эти тридцать слушало жюри и определяло победителей…"
Александр Зацепин и Алла Пугачева. Фото из открытых источников.
Александр Зацепин и Алла Пугачева. Фото из открытых источников.

Очередная работа режиссера Мукадаса Махмудова на киностудии "Таджикфильм" музыкальный фильм "Повар и певица" 1978 года мало кто помнит, а вот саундтрек Зацепина из него оказался шикарным и запоминаемым: здесь "Мама", "Мы не любим друг друга", "Если долго мучиться" в исполнении Аллы Пугачевой, и "Верьте-не верьте" от ВИА Апрель, и "Бармалей" от Михаила Боярского.

А вот работа над фильмом "Женщина, которая поет" 1977 года оказалась финальной точкой сотрудничества Александра Зацепина и Аллы Пугачевой. Изначально писать всю музыку к фильму должен был только Зацепин. Приведу цитату из его книги:

"Как-то она пришла и сказала: "Я написала пять песен. Не можете ли мне помочь их записать?" Я говорю: "Конечно. Для тебя пожалуйста!" Хотя ни для кого я не делал записей в своей студии: для меня время дорого. Ведь надо потратить несколько дней! Но для нее – исключение.
А я как раз работал над фильмом "Женщина, которая поет", где кроме музыки, было шесть-восемь песен. Мы записали их с Аллой. А потом она пришла с просьбой записать ее собственные песни. А пока записал все фонограммы для Аллы. Она спела. Одну песню на свои слова. Я сделал сведение, дал ей пленки, и на этом, казалось бы, все должно было закончиться. Но нет! Только начиналось.
На "Мосфильме" она договорилась с режиссером нашей картины, и он пообещал вставить эти песни в фильм. Я же ничего не ведал! Прихожу как-то на "Мосфильм" и вдруг узнаю, что эти песни уже отсняты и вставлены в картину! Говорю: "Я категорически против!"
Во-первых, так не принято. Если ты композитор картины, то ты пишешь музыку и песни сам. Если приглашают еще кого-то, то обязательно с твоего согласия. Во-вторых, тут получается, мягко говоря, не очень честно. Ведь Алла никому не сказала, что это ее песни, кроме меня. Для остальных речь шла об инвалиде, несчастном мальчике, который якобы все написал!..
Она же приклеила себе усы и сделала фотографию, будто это и есть композитор Горбонос. Годы спустя выяснилось, что всю эту авантюру придумал Стефанович, ее муж в тот период".
Алла Пугачева, загримированная под композитора Горбоноса. Фото из открытых источников.
Алла Пугачева, загримированная под композитора Горбоноса. Фото из открытых источников.

Лишь угрозы режиссера о том, что картину могут закрыть из-за перерасхода сметы, сподвигла Зацепина пойти на то, что в фильме будут песни и другого автора. Из-за этого он отказался быть композитором фильма, однако согласился оставить в фильме свои песни.

В итоге вся фоновая музыка была написана Аллой Пугачевой, а все ее взаимоотношения с Александром Зацепиным прекратились, Удивительно, но этот разрыв произошел на самом пике их сотрудничества. А в фильме остались великолепные, тщательно аранжированные в соответствии с новыми веяниями песни Зацепина.

В 1978 году на "Мосфильме" режиссер Леонид Квинихидзе запустил съемки телефильма "31 июня" фэнтази-мюзикла по мотивам повести английского писателя Джона Бойнтона Пристли. Александр Зацепин взялся за саундтрек к нему, ставший в итоге его большим творческим успехом как композитора.

Когда-то с подачи дочери он принялся постигать современную музыку, и его песни после этого стали структурно меняться, и вот именно на этапе фильма "31 июня" эта качественная метаморфоза проявилась ярче всего. Благо, переоборудованная домашняя студия звукозаписи к этому моменту включала уже самодельные аналоги синтезатора Роберта Муга, меллотрона, а также оборудование, позволяющее производить различные модуляционные эффекты обработка звука: фланжер, фузз и вау-вау. Все это позволяло развернуться во всю широту творческого замысла композитора.

Революционную для того времени аранжировку со смешением различных музыкальных стилей помогали делать аранжировщики Михаил Литвин, Виталий Клейнот и известный звукорежиссер Виктор Бабушкин. В записи музыки поучаствовали музыканты ансамбля "Мелодия" и рок-группы "Аракс" – в то время, возможно, самой техничной рок-группы в Союзе, способной обеспечить мощный и плотный ритм и звук для красивейших мелодий маэстро. А вокалистами выступили Яак Йоала, Жанна Рождественская, Лариса Долина и Татьяна Анциферова. Последняя была по большому счету мало кому известной двадцатитрехлетней певицей из провинции, но Зацепину понравился ее голос, ее манера пения. Как вспоминала сама Татьяна:

"Я не знала, кто такой Зацепин. А он всегда интересовался новостями, знал, где кто что нового поёт. 7 января 1978 года мы с мужем приехали на его студию, попили чай, познакомились. Это была большая домашняя студия, в одной комнате был микрофон, в другой аппаратура. И в этот же день сразу он предложил мне записаться".

В результате именно Анциферовой достались главные хиты "Ищу тебя" и "Мир без любимого". О записи последней песни у Татьяны есть интересные воспоминания:

"Запольский, музыкальный руководитель фильма, он сказал: "Я хочу, чтобы ты пела "Мир без любимого" как будто ты лежишь в траве, у тебя руки под головой, и ты смотришь в небо". Я говорю: "Ну, я тогда лягу и руки сделаю так, и потеряю дыхание, в общем, в какой-то степени". Он говорит: "А вот давай так попробуем". Меня уложили на ковер, …установили гусак надо мной, и я так пропела песню, то есть бездыханно, получается. И они сказали, что вот это то, что нужно".

Премьера фильма состоялась в новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года на Первой программе Центрального Телевидения СССР. Но позже фильм "лёг на полку" почти на 7 лет потому, что в августе 1979 года во время гастролей Большого Театра в Нью-Йорке солист Александр Годунов, сыгравший в фильме придворного музыканта, остался в США и попросил политического убежища.

Правда, в 1980 году к Олимпиаде вышла пластинка с саунтреком к фильму, и эту безукоризненную во всех отношениях работу, оценили даже на Западе. В чем-то эту музыку по революционности можно сравнить с пластинкой Давида Тухманова "По волне моей памяти".

Годом позже в 1979 году режиссер Владимир Попков позвал Александра Зацепина на писать музыку к фильму "Узнай меня". Фильм от "Киностудии им. Довженко" хоть и был комедией, но вышел каким-то сереньким и незапоминающимся, недостойным музыки в нем звучащей. А вот музыка.., это было словно продолжение "31 июня": снова группа "Аракс", опять Татьяна Анциферова,

Поучаствовал Александр Сергеевич в 1981 году и в создании на "Мосфильме" саундтрека к музыкальному фильму "Душа" режиссера Александра Стефановича. Вот только три его неплохие песни, исполненные Софией Ротару и Михаилом Боярским на музыкальном фоне группы "Машины времени" звучали несколько диссонансно и архаично. Впрочем, это и соответствовало режиссерскому замыслу: новому времени – новые песни. Кстати, в монтажной студии за пультом обратите внимание Александр Сергеевич Зацепин собственной персоной.

Видео с ютуб-канала RotaruFortuna

И Зацепин, наверное, что-то почувствовал, может поэтому летом 1982 года уехал на жительство в Париж к жене-француженке. Конечно, он еще хотел самореализоваться на Западе, но об этом будет отдельный материал. После отъезда его беспощадно обличали и бичевали, как это у нас водилось в то время, хотя, надо заметить, Александр Сергеевич вовсе не менял своего гражданства. Но, до его отъезда выйдет еще эксцентричная комедия Гайдая "Спортлото-82" с его музыкой, а песни исполнят Михаил Боярский и Ксения Георгиади.

После перестройки композитор вернулся в СССР. Вышли новые фильмы с его музыкой: "Где находится нофелет?", "Артистка из Грибова", "Она с метлой, он в чёрной шляпе", продолжилось сотрудничество с Леонидом Гайдаем на фильмах "Частный детектив, или операция Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди". Только вот самым заметной работой стала не работа в кино, а песня, написанная им для Марины Хлебниковой на ее стихи "Косые дожди".

Видео с ютуб-канала Марина Хлебникова

Перелистывая песенный альбом маэстро, поймал себя на мысли, что словно бы собственную жизнь день за днем перебирал. И еще, всегда восхищался как удачно распорядилась судьба, подарив ему знаковую фамилию – Зацепин. Ведь действительно его песни "цепляли" нас по-настоящему.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики

❇️Музыка Александр Зацепин в кино, лучшие песни эпохи

❇️Александр Зацепин и Голливуд, как это было

❇️Прекрасный мир Давида Тухманова 60-х и 70-х

❇️Песни Давида Тухманова из 1970-х

❇️Музыка Андрея Эшпая – бренд эпохи

❇️19 Хитов Юрия Антонова из 1970-х

❇️ 60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит

❇️Не Шизгарой единой