Найти в Дзене
Old school dude

Музыка Александра Зацепина в кино, лучшие песни эпохи

Оглавление

Вряд ли отыщешь на территории бывшего СССР человека, который не слышал песен гениального композитора Александра Сергеевича Зацепина. Ну, может только, если среди глухонемых, да и то, согласно ряду авторитетных исследований, человек в таком состоянии наделяется экстрасенсорной способностью улавливать вибрации окружающей среды буквально кожей и, сублимируя потребность в гармоническом восприятии действительности, также по-своему воспринимает музыку. А как иначе, как тогда без этого существовать?

Александр Зацепин. Фото из открытых источников
Александр Зацепин. Фото из открытых источников

В 60-е и 70-е годы (в меньшей степени) в нашей стране одной из самых эффективных форм донесения своих музыкальных творений до слушателя был кинематограф. Магнитофоны были еще не так распространены, да и проигрыватели пластинок водились не в каждой семье, зато любой советский человек ходил в кино.

И если там помимо захватывающей истории его еще умасливали и изысканным саундтреком с цепляющими песнями, то тогда они буквально на следующий же день становились шлягерами. Их распевали все – и стар и млад, и одиночки и коллективы – от ресторанных ансамблей до застольных дружеских компаний. Классический примеры: "Песенка про пять минут" Лиепиньша и Лившица из "Карнавальной ночи" и "Старый клен" Пахмутовой и Матусовского из фильма "Девчата".

Разумеется, все песенники прекрасно понимали существующий порядок вещей, и тут-то и срабатывал механизм конкуренции, когда только самые искусные хитмейкеры среди членов союза композиторов были на этом поприще востребованы, а другим, кто не мог насытить такие общественные потребности, приходилось лишь бурчать о "низменных вкусах толпы" и необходимости эстетического воспитания населения. Конечно, и в том же союзе тогда были гении – хотя бы Шнитке, Денисов, Губайдулина, Хренников, Эшпай – да вот только написать настоящий песенный шлягер, прочувствовав нерв и ритм времени, создать яркую и запоминающуюся мелодическую линию, перекликающуюся с укоренившимися традициями, –одновременно и не слишком сложную, и в то же время неповторимо образную – на такое способны лишь редкие гениальные личности.

Лучший мелодист 19-го века Франц Шуберт как-то сказал, что писать простые вещи – сложнее всего. Как только такой умелец появлялся, за него тот час же ухватывались режиссеры, стремясь заполучить такого композитора в долгий творческий союз. Ведь очевидно же, что даже посредственный фильм за счет саундтрека мог порой "выстрелить". А когда режиссерский гений соединялся с композиторским – вот тогда за счет синергии такое объединение и рождало то, что определяло эпоху, одаривая нас и прекрасными кинолентами, и подлинными музыкальными шедеврами. Важно было только, чтобы такая творческая связь установилась.

Зацепин, Селезнева и Гайдай. Фото из открытых источников
Зацепин, Селезнева и Гайдай. Фото из открытых источников

Спасибо Богословскому за вакансию у Гайдая

В нашем случае повезло обоим – и Александру Зацепину и Леониду Гайдаю. Зацепин, родившийся в Новосибирске и переживший войну и арест отца из-за одной неосторожно сказанной фразы, до встречи с Леонидом Гайдаем успел отслужить срочную воинскую службу в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски (между прочим с подачи будущего знаменитого актера и режиссера Евгения Матвеева), окончить Алма-Атинскую консерваторию, написать музыку к десятку фильмов, снятых на разных киностудиях страны, перебраться в Москву и устроиться на работу в Московский симфоджаз, а также написать ряд песен, которые исполняли популярные Лариса Мондрус, Майя Кристалинская, Владимир Трошин.

Гайдай же, сотрудничавший до этого с маститым Никитой Богословским, вдрызг с ним разругался и подыскивал себе нового композитора для киноленты "Операция Ы и другие приключения Шурика". Имя человека, посоветовавшего Гайдаю пригласить Александра Зацепина, история не сохранила, только благодаря ему мы все заполучили один из самых успешных творческих дуэтов в истории кино.

Саундтрек первого же совместного фильма "Приключений Шурика" получился ярким и запоминающимся, жаль только, что Гайдай не поддался уговорам Зацепина включить в него больше песен. А вошла в фильм только стилизация под шансон "Постой, паровоз" на слова Леонида Дербенева, которую исполнил Юрий Никулин.

Помимо создания музыки для фильма и ее аранжировки Зацепин записал закадровые шумы с помощью различных подручных средств.

О совместной работе с Гайдаем Зацепин высказался так:

"У него чрезвычайно много эксцентрики, которую я люблю. Когда мы начали делать наш первый фильм, "Операцию Ы и другие приключения Шурика", мне, как всегда, дали сценарий, по которому я должен был написать музыкальную экспликацию номеров. Там были лаконичные и понятные ремарки – что, в каком жанре нужно сделать: "здесь галоп", "здесь марш", "здесь полька" и так далее. Я довольно быстро включился, но первое время он меня постоянно подбадривал: "Саша, а быстрее нельзя?" Потом, когда мы сработались, он стал мне полностью доверять".

Как результат – их следующая совместная работа 1967 года "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" подарила нам пару всесоюзных хитов. Между прочим, твист "Песенку про медведей" на стихи Леонида Дербенева, исполненный Аидой Ведищевой, режиссер утвердил не сразу. Гайдай хоть и нуждался в песне, которая сразу стала бы популярной в народе, сомневался в ее успехе. Его уговорил Юрий Никулин, и он доверился его вкусу. Как вспоминал Александр Зацепин:

"Леонид Гайдай попросил: "Мне надо такую мелодию, чтобы не просто крутили по радио, а чтобы народ ее пел!" Я записал на пленку пять вариантов и отправил ему в Алушту, где шли съемки. С припиской: "Мелодия № 3 – это то, что нам нужно, лучше я уже ничего не напишу. Если она тебе не понравится, пригласи Арно Бабаджаняна". Гайдай ответил: "Да, неплохая, но, наверное, я приглашу Бабаджаняна…".
На "Мосфильме" я написал заявление, что ухожу с картины. Пырьев его не подписал. Гайдай был недоволен: "Мне Пырьев не указ!" Но мелодия нравилась и актерам – Никулину, Вицину, Моргунову. И Леонид Иович сдался. Дербенев написал слова. Гайдаю показалось неблагозвучным – "терлись спиной медведи", и строчку исправили. Песню я отдал на радио, и еще до выхода фильма ее уже пел народ".

Поучаствовать в конкурсе исполнителей песни перед записью приглашали прямо в популярной радиопередаче "С добрым утром!". Аида Ведищева согласилась, приехала и за полчаса записала на пробу какую-то, как ей показалось, простенькую песню. Ее голос понравился больше всего. Эта запись и вошла в фильм, который сделал этот твист мегапопулярным на одной шестой части суши. Лишь только первый тираж выпущенной на фирме "Мелодия" пластинки с этой песней составил 7,5 миллионов экземпляров.

С другим ироничным хитом "Если б я был султан" на стихи Дербенева произошла целая история. Как вспоминал позже сценарист Яков Костюковский:

"Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев – в то время худрук объединения "Луч" на "Мосфильме" – заявил, что ее нужно выбросить. В итоге в фильм вошли только два куплета из четырех: первый и последний. Когда должен был звучать второй, зритель слышит лишь имя Зульфия; после чего видит другой кадр, как дядя Нины чокается со своим отражением в зеркале, празднуя победу.
В это время фоном звучит мелодия песни (слова не слышны). Затем нам снова показывают танцующую троицу, и Никулин допевает фразу: "...Но с другой стороны тещи тоже три", – и тут же выдает припев. Через несколько лет после премьеры фирма "Мелодия" выпустила пластинку с песнями из кинофильма "Кавказская пленница". Никулин записал все четыре куплета. А затем эти песни растиражировали радиостанции, поэтому у многих возникло ощущение, что и в комедии они слышали слова целиком".

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

Чтобы песня состоялась и приобрела популярность помимо композиторского вклада не менее важен и лирический. А хорошие поэты-песенники такой же штучный и редкий вид, как и хорошие композиторы-песенники, но еще очень важно, чтобы они не только нашли друг друга, но и сработались. Здесь как в семье – необходимо не только хорошо чувствовать и понимать замысел партнера, но и уметь уступить в нужный момент, поступившись собственными амбициями. В 1964 году состоялась судьбоносная встреча двух многолетних соавторов – композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенева, переросшая в многолетний творческий союз, результатом которого стало несколько десятков совместных работ.

В 1965 году на киностудии " Туркменфильм " вышел фильм режиссеров Хангельды Агаханова и Ниссона Зелеранского "Петух". Фильм, надо прямо сказать, прошел незаметно, а вот "Песенку ни о чем", которую Александр Зацепин и Леонид Дербенев представили в нем, такой бодро-романтичный твист в восточном стиле, позже распевали на всех углах.

Видео с ютуб-канала biwwy

После "Кавказской пленницы" следующей работы Леонида Гайдая ждали с трепетом вожделения, и он не подвел, выдав в 1968 году эксцентричную "Бриллиантовую руку", которую совершенно невозможно представить без трех хитов дуэта Зацепин – Дербенев. Первой их работой стало знойное танго "Вулкан страстей" с текстом, полных жеманных клише, более известную под именем "Помоги мне", а исполнить ее снова пригласили Аиду Ведищеву, только что вернувшуюся с гастролей по Дальнему Востоку. Как вспоминала сама Ведищева:

"И я оказалась в полночь на киностудии "Мосфильм". Помню, посреди студии большой красный ковер, на нем бутылка водки и закуска, а вокруг сидят Леонид Гайдай, Юрий Никулин и Андрей Миронов. …Они мне предложили выпить. А я сурово была настроена, говорю: "Зачем я сюда в полночь пришла – петь или пить?" Уже к пяти утра всё было готово. Хотя Гайдай и не хотел, чтобы я пела "Помоги мне". Он не верил, что я смогу спеть эту песню, ему понравился мой мягкий, лиричный голос в "Кавказской пленнице", а здесь он сомневался, – не сможет она исполнить такую знойную песню, вулкан страстей, порывы женщины-соблазнительницы.
Но Зацепин настоял, чтобы именно я пела. А мне только показали на экране то, что происходит – я ведь не только певица, но и актриса – и я сразу нашла интонацию. С первого же раза все и записали. Один дубль – и столько лет он уже звучит".

Вторую песню из фильма, предназначавшуюся для героя Юрия Никулина Гайдай обозначил с условным названием "Песня простого советского человека". Вот что по этому поводу рассказал Зацепин:

"Припев никак не выходил. Как-то утром я включил электрическую бритву. И в ее звучании "вжик-вжик" услышал мелодию припева! Потом сколько ни брился, мелодии больше не приходили! А со словами вышло так. В сценарии было: "Никулин выходит на сцену и поет песню о простом советском человеке". Леонид Дербенев и написал: "Пусть я пороха не выдумал и Америк не открыл вовек.., но я простой советский человек!" Я ему говорю: "Леня, ты же любишь, чтобы твои песни потом звучали во всех ресторанах. Кто это будет петь?" Он обиделся: "А что, – говорит, – Гайдай утвердил". – "А мы что, для Гайдая пишем? Мы пишем, чтобы народ запел. А это даже пьяный петь не будет". Дербенев написал другое, и "Песня о простом советском человеке" превратилась в Песню о зайцах!"

Удивительно, но песня в исполнении Андрея Миронова "Остров невезения" в фильме могла и не прозвучать, она появилась там случайно. Изначально Гайдай запланировал для "Бриллиантовой руки" только две песни. Но как-то во время работы над фильмом Дербенев показывал Зацепину свои стихи, в их числе оказались и шуточные строки про несчастных жителей Острова Невезения. Стихи тому понравились настолько, что он вопреки сложившейся практики первородства музыки написал песню на уже готовый текст, а позже принялся активно убеждать Гайдая включить ее в кинокартину.

Гайдай поначалу был в недоумение – куда же ее втиснуть, но Зацепин помог и тут: "А почему бы не вставить её в сцену на пароходе? – предложил он. – Там Никулин с Мироновым всё равно ведут ничего не значащие разговоры". Правда, позже уже руководитель "Мосфильма" на просмотре заявил, что сцена с "Островом Невезения" – вставная, искусственная и только тормозит с действие. Однако Гайдай просьбу ее вырезать проигнорировал. Как констатировал позже Зацепин: "Вставные зубы бывают порой получше настоящих".

До следующей совместной работы с Гайдаем Александр Зацепин поучаствовал еще в ряде кинопроектов. Одним из них неожиданно стал мультфильм-пародия на кинопроизводство "Фильм, фильм, фильм" 1968 года, в котором довольно неожиданно прозвучала песня Зацепина в стили мерсибит "Фильм, фильм".

Для ее исполнения были задействованы две группы: на инструментальную часть в исполнении рок-группы Сокол был наложен вокал в исполнении Валентина Витебского, Леонида Бергера и Вячеслава Добрынина из ВИА Орфей. В титрах же мультфильма был указан только ВИА Сокол.

Видео с ютуб-канала Сокол-тема

В 1968 году на киностудии "Таджикфильм" вышел музыкальный фильм режиссера Мукадаса Махмудова "Белый рояль". В фильме снимались такие звезды советского кино, как Нина Шацкая, Алексей Смирнов, Фрунзик Мкртчян, а настоящим "щербетом для ушей" стал саундтрек с песнями Александра Зацепина на стихи Онегина Гаджикасимова. Лучший певец эпохи Муслим Магомаев как никто проникновенно и чувственно исполнил "Лунную серенаду", полную восточного колорита:

Видео с ютуб-канала dundurey

Если Магомаев был ведущим певцом, то Аида Ведищева была безусловной примой среди певиц. "Первая весна" в ее исполнении удивительно точно передает атмосферу конца 60-х годов.

Видео с ютуб-канала Кир Стомп

Еще одна песня в исполнение Аиды Ведищевой "Бежит, бежит, дорога, не кончается" написана и аранжирована Зацепиным с восточными элементами, только фамильный почерк мастера узнаваем по первым 2-3 тактам.

Видео с ютуб-канала dundurey

Но главным хитом фильма стала другая песня Аиды Ведищевой – танго в восточном стиле "Я буду ждать тебя". Она с киноэкрана благополучно перекочевала в рестораны и кафе, а это – точный индикатор популярности. Я, помнится, подпевал ее с пацанами девчонкам в пионерлагере.

Видео с ютуб-канала dundurey

Шуточные частушки в стиле шейк с солирующими саксофоном и электрогитарой оркестра кинематографии Георгия Гараняна в исполнении вокального квартета Аккорд органично вписались в сон героини Нины Шацкой.

Видео с ютуб-канала vopoleberezka

В том же 1968 году на киностудии "Казахфильм" вышла еще одна музыкальная комедия режиссера Шакена Айманова "Ангел в тюбетейке". Прошла она незаметно, но песни Зацепина – Дербенева из нее вышли отдельной пластинкой-миньоном и как и другие опусы маэстро стали популярны. Аида Ведищева как всегда блистательно точно передала восточность, вложенную Зацепиным в гармонию суфийского лада песни "Всё равно ты будешь мой".

Видео с ютуб-канала Великая Страна СССР

Майя Кристалинская спела "Песню о матери" вроде бы просто и незатейливо, но настолько проникновенно и душевно, что пробирает до таких глубин, о которых и не подозреваешь.

Видео с ютуб-канала kristalinskaya

Веселые, ироничные песни – один из коньков маэстро, они ему всегда хорошо удавались. Вот и здесь "Ты куда, Одиссей?" в исполнении квартета Аккорд – безусловный успех.

Видео с ютуб-канала Алекс Алекс

Афиша фильма "Красная палатка". Изображение из открытых источников
Афиша фильма "Красная палатка". Изображение из открытых источников

Красная палатка

В следующем 1969 году случился знаковый эпизод для кинокомпозитора его пригласили написать музыку к советско-итальянскому фильму "Красная палатка" Михаила Калатозова, в котором снимались такие мировые звезды, как Шон Коннери, Питер Финч, Харди Крюгер, Клаудия Кардинале. Позже в 1972 году фильм номинировался на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший англоязычный иностранный фильм". Только музыку Зацепина услышали в фильме лишь советские зрители, в международную версию фильма она не вошла, потому что в тот момент, когда итальянский продюсер Франко Кристальди, муж Клаудии Кардинале, затребовал запись, ее еще только производили на киностудии "Мосфильм". Как описывал это в своей книге Александр Зацепин:

"Нам навязывали кинооркестр, Калатозов протестовал. Начали они играть струнную тему под экран – нестройно! Хороших инструментов нет. А струнные инструменты звучат тогда, когда и скрипки хорошей марки, и музыканты хорошие. Если же скрипка сделана неизвестно где, да и музыкант средний, то и звук получится не очень приятный. Вот у скрипачей Большого театра все инструменты качественные, музыканты высококлассные, поэтому и звучание совсем другое. В общем, сколько не пытался Эмин Хачатурян сделать работу тщательно, – звук все равно не тот. Оркестр свернулся и ушел. Мы написали письмо в Главк Министерства культуры и нам разрешили взять оркестр Большого театра".

Только это все заняло критически много времени, поэтому, чтобы не терять в деньгах, Франко Кристальди вынужден был утвердить версию с музыкой Эннио Морриконе. Позже сам Морриконе признавал, что у Зацепина саунтрек оказалась удачнее, чем у него, а сам Александр Сергеевич утвердился во мнении, что мог бы успешно работать в мировой киноиндустрии.

Бурные 70-е

В 1970 году Леонид Гайдай выпустил экранизацию Ильфа и Петрова "12 стульев", где прозвучало пародийное танго Остапа "Там, среди пампасов" на стихи Дербенева в исполнении Валерия Золотухина, которое тут же ушло с экрана в народ. И в сознании многих людей это танго и образ Остапа Бендера в исполнении Арчила Гомиашвили сплелись воедино.

Мало кто знает, но в фильме должна была прозвучать еще одна песня дуэта Зацепин – Дербенев – оптимистичная "Полосатая жизнь" в исполнении того же Валерия Золотухина. Только вот на приемке картины чиновники от министерства культуры придрались к тексту, и вместо песни в конце фильма Гайдай оставил лишь одну музыку Зацепина. Вот что по этому поводу рассказала вдова поэта Вера Дербенева:

"Когда был закрытый показ этого фильма, сама Фурцева встала и сказала: "Эту песню, товарищи дорогие, из кинофильма надо выбросить! Она сразу оторвется от экрана, и ее будут распевать на всех углах. Хватит того, что советские люди поют "А нам все равно!".

Видео с ютуб-канала Валерий Золотухин – тема

В 1972 году Леонид Гайдай сваял еще один монументальный шедевр на все времена – эксцентричную кинокомедию "Иван Васильевич меняет профессию". Фильм украсили три песни Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева, а главным хитом стала полная напора и экспрессии "С любовью встретиться" (Звенит январская вьюга) в исполнении Нины Бродской.

Интересно, что первоначально песню спела София Ротару, однако эта версия была записана в низкой тональности и голос Ротару, сам по себе достаточно низкий, не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. Кроме того, ее вариант из-за серьезной и проникновенной манеры исполнения немного диссонировал с комедийным жанром фильма. Поэтому для записи и пригласили позже Нину Бродскую.

Второй суперхит – разухабистую и мелодичную "Разговор со счастьем" исполнил Валерий Золотухин. Как вспоминала Вера Дербенева, это была любимой песней Леонида и в последние годы своей жизни он ее частенько тихо напевал.

Походный эксцентричный марш "Кап-кап-кап" (Маруся) спел вокальный дуэт Льва Полосина и Бориса Кузнецова в сопровождении хора Московского военного округа. Кстати, доводилось в советское время слышать ее и в качестве строевой войсковой песни.

Снайпер Анофриев

Еще в том же 1972 году в прокат вышел фильм "Земля Санникова", снятый режиссерами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым. О художественных достоинствах его не будем рассуждать, тем более, что сами съемки сопровождались скандалами, а вот песня Зацепина на стихи Дербенева "Есть только миг", прозвучавшая в нем, вошла в фонотеку лучших песен 20 века – по крайней мере, в нашей стране.

Как вспоминал Александр Сергеевич:

"Этой песни могло не быть. Когда я пришел в съемочный павильон, на сцене был Володя Высоцкий. Спрашиваю: "Ты же будешь свои песни петь?" Он говорит: "Да, я уже написал пять". Я – к режиссеру: "Зачем я тогда нужен? Высоцкий все будет делать сам". И ушел. Но цензура не утвердила Володю. Взяли Олега Даля и опять позвали меня. Песню сначала записал сам Даль. Но он был тогда не в форме… И худсовет велел ее переозвучить. Я позвал Валеру Золотухина, но у него не получалось "попасть в губы", ведь кусок уже был смонтирован. Вызвали Олега Анофриева, и он попал, как снайпер!"

Добавлю, что многие считают это исполнение Анофриева не просто лучшим – эталонным.

Вторую песню из фильма о поиске смысла жизни "Все было, да прошло" – песню всё того же Крестовского, героя Олега Даля, исполнял первоначально тоже сам Олег, но он был "не в голосе" по известным причинам. Поэтому бдительный худсовет киностудии потребовал ее тоже переозвучить, и в фильм вошла запись в исполнении Олега Анофриева немного в другой аранжировке. Сам Олег Анофриев о перезаписи двух песен для фильма вспоминал так:

"Я не очень любил это дело. "Есть только миг" меня вообще чуть ли не вынудили, не упросили, а просто умоляли спеть, потому что Даль, назовём своими словами, запил, надолго, и был в больнице. А группа стоит, а сдавать фильм надо. "Выручай, умоляем, выручай". Я и выручил на свою шею. Получил две шикарные песни в свой репертуар".

В этом же 1972 году Григорий Кохан на "Киностудии имени Александра Довженко" снял приключенческий шпионский фильм "Тайник у Красных камней", в котором творческий дуэт Зацепин-Дербенев представил пару песен. Тревожную, драматичную "А любовь одна" исполнила София Ротару, в этот раз ее серьезная и проникновенная манера исполнения оказалась как раз уместна.

Видео с ютуб-канала Sofia Rotaru Songs

А песню "Мираж" исполнил лучший эстрадный тенор Союза Валерий Ободзинский, и это было настоящим украшением фильма, а позже перекочевало на танцплощадки страны.

Видео с ютуб-канала mugler02

Написать песню военной тематики и сложно, и ответственно, здесь ведь важно не сфальшивить ни на йоту. Фильм 1972 года Бориса Волчека "Командир счастливой Щуки" о моряках-подводниках Северного флота, осуществлявших в годы Великой Отечественной войны успешные боевые рейды в полярных широтах, полон драматизма и присущей войне трагизма. Зацепину и Дербеневу удалось создать для него одну из лучших военных песен, которую исполнил для фильма Юрий Пузырев. Меня и в детстве, и даже сейчас от нее пробивает на слезы, когда ее слышу.

Продолжение здесь:

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики

❇️Песни Александра Зацепина из 1970-х

❇️Александр Зацепин и Голливуд, как это было

❇️Музыка Андрея Эшпая – бренд эпохи

❇️Прекрасный мир Давида Тухманова 60-х и 70-х

❇️Песни Давида Тухманова из 1970-х

❇️19 Хитов Юрия Антонова из 1970-х

❇️ 60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит

❇️Не Шизгарой единой