Найти тему
Old school dude

Хиты Юрия Антонова из 70-х

Легендарный музыкант, чей композиторский талант отмечал сам сэр Пол Маккартни, переступил третью четверть века, перейдя в четвертую. Были, конечно, в честь этого события здравицы, концерты, ретроспективы, и, ничуть не умаляя, следует заметить, что все абсолютно заслуженно. Личности такого масштаба как раз определяют вкус и настроение эпохи, в которой им выпало родиться и творить, делая нас, своих современников, эмоционально богаче и одухотворенней. И сколь бы мы порой этот факт не принижали или не замечали, тем ни менее это так, если говорить откровенно и без обиняков.

Юрий Антонов .Фото с сайта culture.ru
Юрий Антонов .Фото с сайта culture.ru

У каждого, конечно, своя история взаимоотношений с музыкой Юрия Антонова, но все равно она присутствует в том или ином виде. Да и как было этого избежать, когда его песни были настолько популярны, что звучали регулярно из любого электроприбора, способного издавать звуки. И будь ты хоть трижды музыкальный сноб, эти приятные гармонии мелодичных и порой достаточно ритмичных песенных опусов тебе не могли ни доставлять радость.

Одаривать слушателей своей песенной продукцией Юрий Михайлович начал еще в семидесятые годы, причем не все слушатели знали, что понравившаяся им песня была его авторства. На телевидении он тогда еще не светился и в кино не снимался. Но с 1969-го выступал в сверхпопулярном в то время ленинградском ВИА "Поющие гитары", в качестве клавишника, а позже и вокалиста.

А приехал в Ленинград Юрий из Минска, где аккомпанировал Виктору Вуячичу в ВИА "Тоника". И вот еще в Минске в 1968-м им была написана на стихи басиста "Тоники" Олега Жукова песня "О добрых молодцах и красных девицах". И эта песня стала очень популярна и украсила репертуар "Поющих гитар". Позже, начиная с 1970-го, когда Юрий Антонов переберется в ВИА "Добры молодцы", она станет по сути их визитной карточкой. Здесь представлена версия "Поющих гитар".

Период работы Антонова в "Поющих гитарах" был отмечен еще рядом замечательных песен. Одна из них — антивоенная на стихи Олега Жукова "Стой, не стреляй, солдат!". Без излишнего наносного пафоса, созвучная более поздней песне Юрия Шевчука "Не стреляй", она довольно аутентично звучит в начале семидесятых.

Самым настоящим шлягером была вышедшая на миньоне фирмы "Мелодия" в 1971 году песня "Нет тебя прекрасней" на стихи Ирины Безладновой и Михаила Белякова. Евгений Броневицкий и "Поющие гитары" записали, наверное, свою самую известную песню. Сам Антонов вспоминал, что мелодия песни пришла к нему в поезде, когда он ехал с ансамблем на гастроли в Молдавию. Историю ее создания нет смысла в очередной раз подробно пересказывать, отмечу только, что впервые на пластинке в месте, указывающем авторство песни, появилась надпись — Ю. Антонов.

В период пребывания в "Поящих гитарах" Юрий написал еще одну яркую песню на слова поэта Альберта Азизова "Где же смелость?" (Стефания Сандрелли). Ее будут с успехом исполнять и "Гитары" и "Добры молодцы".

В 1973-м "Мелодия" наконец-то разродится и первым сольным миньоном Юрия Антонова в сопровождении оркестра "Современник", где была и песня на слова Павла Леонидова "Третий день", у меня к ней особое отношение. Я в то время был мальчишкой, увлекающимся фотографией, и где-то раз в неделю ездил в ГУМ покупать пленки, проявители, фиксажи и прочее. И буквально во время каждого моего визита на протяжении полугода по ГУМовской ретрансляции крутили эту песню. Это даже превратилось в некий ритуал: стоило зайти в ГУМ, как тут же приветственно звучали бодрые начальные духовые рифы "Третьего дня". Я к ней так привязался, что даже приобрел этот миньон.

На этой же маленькой пластиночке была еще одна мелодичная бодренькая песня на стихи Онегина Гаджикасимова, "Не грусти, пожалуйста", со столь же привязчивой мелодией, ухающей ритм-гитарой и фанковым басом. Меня особенно восхитило сколь гармонично музыка соответствовала стихам, а сдержанная манера пения структуре песни.

Конечно, больший восторг вызвала другая песня с этого миньона — "У берез и сосен" на слова Игоря Шаферана, аранжированная в стиле группы "Chicago". Много споров было вокруг бриджа в середине песни, повторяющего мелодию Ленновской "A Day in the Life". Приведу цитату руководителя "Современника" композитора Анатолия Кролла:

"Сразу же после его прихода в мой коллектив я организовал на фирме "Мелодия" запись грампластинки новых авторских песен Юрия Антонова с моим оркестром. Все аранжировки этих песен я сделал лично сам. Что касается включения всем известной мелодии The Beatles в песню "У берёз и сосен", то это было специально придумано и сделано именно мной, и являлось как бы символическим музыкальным дружеским "рукопожатием" между замечательными мелодиями The Beatles и прекрасными мелодиями Юры Антонова. Он с пониманием принял мою идею и благодарно согласился на такое доброе соседство этих мелодий."

Пели песни Юрия Антонова и другие исполнители. Завсегдатаи танцплощадок того времени, уверен, хорошо помнят лирическую песню из 1974-го на стихи Леонида Дербенева "Рыжее лето" в исполнении ВИА "Акварели".

В 1977 году ВИА "Поющие сердца" с солистом Игорем Офицеровым выпустили пластинку с песней Юрия Антонова на стихи Игоря Кохановского "Бабье лето", хорошо подходящей для варьете.

Еще раньше, в 1973-м году, ВИА "Веселые ребята" записали несколько песен Юрия Антонова на стихи Леонида Дербенева. Одну из них, "Ну, что с ним делать", в стиле кантри Юрий записывал и с "Современником", но версия аранжировки Павла Слободкина с губной гармошкой и вокалом Александра Лермана более интересна.

А вот "Если любишь ты" можно смело назвать одной из лучших, если не лучшей песней 1973-го. Сравните две версии самых популярных коллективов нашей страны и определите для себя какая вам ближе. Мне больше нравится Александр Лерман и "Веселые ребята". А какая там замечательная ритм-секция!

В 1975-м "Веселые ребята" выпустили лонг-плей "Любовь — огромная страна", одним их хитов которого была песня Антонова на стихи Татьяны Сашко "Отчего". Песня "пошла в народ", ее пели буквально в каждом дворе, поскольку несложный, но заводной мотив и четыре аккорда не требовали особого исполнительского мастерства. А у "Ребят" солировал Александр Лерман.

Песню "Еще вчера" на стихи Онегина Гаджикасимова, полную лирического драматизма, или как ее звали в народе "Почтовый ящик", Юрий Антонов написал, когда еще пребывал в составе "Добрых молодцев". И эта песня имела фантастическую популярность. По воспоминаниям руководителя "Добрых молодцев" Владимира Антипина:

"Помню, приезжаем мы в Одессу, а эта песня только появилась. Но в Зеленом театре, как только занавес открыли, все сразу закричали: "Почтовый ящик!". Откуда ее там знали – загадка".

На "Мелодии" же она вышла в сборнике "Стереоэстрада" в 1975-м.

Хотя миньон ВИА "Добрых молодцев" с песнями на стихи Игоря Кохановского был издан лишь в 1977 году, туда вошли записи, сделанные еще в 1974-1975 годах, и на нем оказалось аж три песни авторства Юрия Антонова. Фанковый ритм вроде бы бодрых куплетов песни "Виноват листопад" — еще немного у получился бы полноценный регги — перемежается лирической грустью припева. Вот как это у него так получается — совмещать в одной теме и щемящие нотки, и бравурный радостный оптимизм!

Диксилендная композиция "Без тебя" была чувственно исполнена солисткой "Добрых молодцев" Людмилой Барыкиной. Песня отлично бы подошла для варьете. Людмила, на мой взгляд, — недооцененный по достоинству бриллиант советской эстрады, в свое время после гастролей в ГДР ей предлагали двухлетний контракт в Голландии. А Юрий Антонов после "Добрых молодцев" пригласит ее в свою новую группу "Магистраль".

А вот третьей Антоновской песней на миньоне неожиданно оказалась "Садовое кольцо" с волшебным голосом Александра Лермана, припев идет дуэтом с Людмилой Барыкиной. Дело в том, что Александр в декабре 1975 года эмигрировал из СССР, но поскольку на пластинке ансамбля необязательно было указывать солиста, то эта уникальная запись не пропала, а была на радость всех любителей музыке реализована.

В 1975-м Юрий Антонов вместе со своей группой "Магистраль" выпустил эпохальный миньон, на одной из сторон, которого была песня на стихи Игоря Шаферана "Нет, не я". Меня всегда в ней восхищал мощный женский бэк-вокал.

На другой стороне миньона была, возможно, самая лучшая песня семидесятых. А уж в 1975-м "Несет меня течение" была номер один с большим отрывом. В ней прекрасно все: и лирика, и балладный надрывный стиль, и квакающая гитара во вступлении, и гитарное соло в середине, не лишенное некой виртуозности. Отчебучил это соло Валерий Хабазин, который позже эмигрирует из Союза, а его сольную партию будут старательно копировать с разным успехом множество самодеятельных и профессиональных музыкантов.

Соавтор песни Виктор Дюнин вспоминает историю ее создания:

"Я был влюблен. Решил жениться, даже заявление подали в ЗАГС. Перед свадьбой подруга моей невесты сообщила мне, что моя невеста мне не верна. До сих пор не знаю, это была правда или нет. Но тогда я был молод, горяч. Я "поломал" свадьбу, всю ночь не спал после этого. К утру появились стихи.
Рассказал об этом Юре Антонову, который, не имея жилья в Москве, ночевал у меня на раскладушке, показал ему стихи. Через пару дней была готова песня."

А вот ещё одна весёлая, задорная, энергичная песня "Веточка Сирени" на стихи Виктора Дюнина времён проекта Юрий Антонов и ВИА "Магистраль".

С Виктором Дюниным у Антонова не могла не появиться песня "Наша Магистраль". Во-первых, он активно сотрудничал с одноимённым ВИА, которым требовался свой гимн, а во-вторых, как раз началось строительство БАМа, а по сему опус на злобу дня был не то что уместен – просто необходим.

Песню "Зеркало" Юрий Антонов написал в 1977-м на стихи маститого поэта-песенника Михаила Танича. Жена Танича, Лидия Козлова, вспоминала позже, как однажды ночью Михаил привел с собой в дом незнакомца. Это был Юрий Антонов, с творчеством которого Лидия была совершенно не знакома. Поэтому, когда она увидела, что Танич вручает молодому композитору текст "Зеркала", ей стало жалко этих замечательных стихов. Как вспоминала Лидия:

"Думаю, такой Лель пришёл… Что он там напишет? Рано утром раздаётся звонок: "Я написал песню". Юра приезжает, садится за пианино, играет нам… И мы понимаем: всё… сердце оборвалось и упало".

В 1978-м вышел миньон ВИА "Красные маки", на котором одной из песен и была "Зеркало" в исполнении Александра Лосева.

А дальше, начиная с 1979-го был "Аракс", новые хиты, без которых уже не возможно представить восьмидесятые. Была большая медийная поддержка, ТВ-программы, новые пластинки, саундтреки к фильмам, аншлаги концертов, стадионы, всесоюзная слава, вполне, впрочем, заслуженная. Талант, который заявил о себе в семидесятых полноценно реализовал себя в новое десятилетие.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики

❇️Прекрасный мир Давида Тухманова 60-х и 70-х

❇️Песни Давида Тухманова из 1970-х

❇️Музыка Александр Зацепин в кино, лучшие песни эпохи

❇️Песни Александра Зацепина из 1970-х

❇️Александр Зацепин и Голливуд, как это было

❇️Музыка Андрея Эшпая – бренд эпохи