Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков. Это обусловлено, прежде всего, близостью географического положения, заинтересованностью в сотрудничестве, а также активным развитием взаимодействий в сфере энергетики. Рассматривая исторический характер отношений, необходимо отметить, что с одной стороны, Россия всегда тянулась к Европе, заимствуя политические, культурные и социальные институты, однако их трансплантация принимала зачастую свой специфический культурно-национальный окрас.
Для Запада Россия представляет неотъемлемое цивилизационное пространство, в котором самобытно развивается необычная культура всемирно-исторического значения. Для России Запад есть особая сфера культурно-исторического обитания, в которой утверждается всемирноисторическая цивилизация. Россия и Запад это две стороны единого цивилизационного процесса, которые можно осмыслить отдельно, но оторвать их друг от друга невозможно[1].
Вечная проблема противостояния «Россия-Запад» обусловлена множественными факторами, несмотря на то, что для данных культур были характерны общие философские вопросы о рационализме и иррационализме, религиозности и светскости государств. Впервые на это обратил внимание Чаадаев П.Я., отмечая разницу между православием и католицизмом. Чаадаев утверждал, что отставание России от Запада заключается в разнице вероисповедания. По его словам, если в католической конфессии присутствуют идеи рационализма, своего рода нигилизма, то в православии главенствует лишь слепая одухотворенность и вера. Проблема, поднятая Чаадаевым, расколола русское общество на западников и славянофилов. Последние, увидели в неспособности строить государство, только культурные достоинства, которые, по их мнению, позволят сформировать неповторимую идентичность общества. Следовательно, славянофилы убеждены в том, что Россия должна двигаться по пути собственного развития. Однако, ученые до сих пор не пришли к единому мнению какой путь ближе и выгоднее русскому обществу.
Опираясь на столь долгий путь построения диалога и налаживания коммуникации между Россией и Европой, многие считают, что Россия могла бы стать частью ЕС, как это уже сделали многие европейские государства, с другой стороны, процесс европейской интеграции воспринимается в российской политике как явление второстепенное. Поскольку Россия традиционно ориентировалась на статус независимого игрока на политической арене, следовательно, и отстаивание интересов происходит в двустороннем отношении с европейскими государствами, прежде всего с развитыми, такими как Германия, Франция и Великобританией (до выхода из ЕС), которые воспринимаются как достойные партнеры для диалога.
Уже более 6 лет мы можем наблюдать кризис в отношениях между Россией и ЕС. Несмотря на то, что ему предшествовали года конструктивного партнерства в период с 2008 по 2014 года (до трагических событий на Украине).
Большинство политиков и экспертов крайне пессимистически оценивают перспективы сторон к возобновлению институционального диалога и многостороннего сотрудничества. Так же отмчена деструктивность в принятии грамотных решений и препятствия с обеих сторон во взаимодействии между субъектами.
Однако нельзя не отметить определённые изменения в данной ситуации, дающие сторонам надежду на готовность вступить в диалог, с целью найти решение.
Во-первых, наблюдается переход от острой фазы кризиса (2014-2015 гг.) к вялотекущей фазе. Связана она с накопившейся усталостью обеих сторон от конфронтации, понимание её стратегической бесперспективности.
Во-вторых, пришло осознание того, что власти Киева также как и Россия, несут свою долю ответственности за отсутствие прогресса в реализации Минского комплекса договорённостей.
В- третьих, возросло число контактов руководства России (президента страны, премьер-министра и министра иностранных дел) с должностными лицами ЕС и руководителями стран - членов ЕС.
Наконец, ситуацию существенно изменила смена администрации в Вашингтоне. Нацеленность президента Трампа на приоритет национального эгоизма, протекционизм и разрушение сложившихся международных торговых режимов противоречит позиции как ЕС, так и России. То же относится к выходу США из ядерной сделки с Ираном и ДРСМД. Наличие общего несогласия с политикой Вашингтона стимулирует Брюссель и Москву к улучшению отношений[2].
Сложилась сравнительно новая ситуация, открывающая массу возможностей для поэтапного восстановления или создания на новой основе сотрудничества России и ЕС. Необходимость нормализации отношений с ЕС, и шире - с Западом, для решения неотложных задач национального развития широко признаётся российским экспертным сообществом. Россия является 4-ым крупнейшим и ключевым торговым партнером ЕС – доля России в общем товарообороте ЕС составляет 6.4%. Россия также является 4-ым крупнейшим импортером товаров из ЕС (85.3 млрд евро в 2018 году). При этом она является 3-ьим ключевым поставщиком товаров в ЕС (168.3 млрд евро в 2018 году). Импорт товаров из России в ЕС увеличился на 16.7% в период 2017 – 2018 годов. Увеличение произошло за счет роста импорта энергетических товаров в ЕС, доля которых составляет порядка 70% в общем объеме импорта товаров из России в ЕС. В первой половине 2019 года товарооборот между ЕС и Россией остался на том же уровне, что и в первой половине 2018 года. То же самое можно сказать и об экспорте ЕС в Россию. ЕС также является ключевым инвестиционным партнером России.[3]
Несмотря на сложившуюся ситуацию, связанную с пандемией, которую мы также затронем, улучшение отношений между Россией и ЕС тесно связано с развитием ситуации на Украине. Для существенных изменений отношений в первую очередь становится выполнение Минских соглашений. ЕС также подтверждает свою оценку присоединения Крыма к России как неправомерной аннексии и придерживается твёрдой позиции непризнания этого действия. Для России возобновление диалога на высшем уровне создаст дополнительные стимулы для активизации усилий по урегулированию кризиса на востоке Украины, поэтапного выхода из режима санкций и т.д. При сохранении сторонами своих позиций и одновременно готовности к компромиссам, предметом конструктивного обсуждения на высшем уровне могут стать основные противоречия - кризис на востоке Украины, неконфронтационные правила взаимодействия в соседних регионах, гарантии внутренней устойчивости сторон, условия для расширения гражданских контактов. Выработка договорённостей по проблемной повестке, в свою очередь, откроет дорогу разморозке сотрудничества в торговой, экономической, финансовой, технологической областях, сфере безопасности и других.
Уважение к имеющимся договорам, соглашениям и наработкам является базой, которая позволит сохранить преемственность в отношениях, не растерять то, что удалось достичь в прежние годы. Кроме того, важна легитимность: опора на имеющиеся юридические и политические документы поможет преодолевать сопротивление тех сил в ЕС и России (которых немало), которые выступают за полный разрыв отношений.
Это были обязательные условия для выстраивания стратегического партнёрства между Россией и ЕС, но ввиду новых событий, а именно вспышки пандемии, которая затронула почти весь земной шар, больше всего по количеству жертв страдает на данный момент ЕС и США. Можно предположить, что все же стабилизация отношений возможна.
Очевидны ближайшие изменения правил игры, общество меняется, сталкивается с новыми вызовами и даже после решения такой проблемы как пандемия, возвращение к старому устройству в обществе опасно, так как может привести к ещё более сильному кризису. Для преодоления социально-экономических последствий пандемии необходимо сочетать усилия национальных и наднациональных органов. Отсутствие тесного и скоординированного сотрудничества в рамках объединения и односторонние меры на национальном уровне только усугубляют кризис и не могут стать решением проблем. Преодоление политических последствий и дальнейшее развитие интеграционного проекта будет зависеть от того, насколько объективно будут представлены результаты общеевропейского взаимодействия гражданам ЕС.
ЕС, очевидно, ждёт новый виток кризиса доверия к наднациональным институтам, так как приостановлена всякая миграция внутри и извне Союза. А меж тем эти меры касаются самой сути суверенитета индивида в демократическом государстве – права на свободу передвижения, права на труд, на охрану здоровья и безопасность. Страны ЕС делят граждан на «своих» и «чужих», позволяя своим вернуться, а чужим запрещая въезжать. Поэтому первый вызов, с которым ЕС неминуемо столкнётся после окончания пандемии, будет заключаться в том, чтобы объяснить гражданам Союза, как так могло получиться, что институты ЕС и государства-члены готовы многократно встречаться и обсуждать глобальные вызовы (миграцию, поведение России, Китая, глобальное потепление, кибербезопасность и прочая), но в случае реальной прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и механизм принятия решений, и схема коллективного реагирования фактически отсутствуют. Подорвется доверие граждан к не к своему государству, а к Европейскому Союзу. Многие захотят последовать примеру Великобритании выходом из ЕС. Для России это хорошая возможность наладить отношения двустороннее общение с ними.
Второе, текущий кризис обостряет проблему глобального позиционирования ЕС. Предлагая всему миру общие ответы по борьбе с различными кризисами, в данный момент продемонстрировала свою неконкурентоспособность. Неслучайно в Европе уже звучат сравнения значения пандемии со Второй мировой войной, а это означает, что после окончания пандемии Европе потребуются новая договорённость о том, какой будет жизнь «после».
Будут установлены новые правила игры, возможно новые союзы сформируются и появятся новые дружественные страны. А в целом. мы получили мощное ускорение, информационное общество почти целиком уйдет в онлайн, что даст возможность развиваться IT-технологиям. Как нам известно в России разработки в этой сфере набирает большие обороты. Очень важно уже сейчас начать выстраивать институты будущего. Возможность создать новую экономику, новые экономические структуры, отрасли, совершить своего рода прорыв и не рассматривать ЕС, как одного из главных и жизнен-необходимых экспортёры.
[1]Евтеева Т.В. «Диалог культур «Россия» и «Запад»: общее и различное в развитии цивилизаций» 2011 (Интернет ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-rossiya-i-zapad-obschee-i-razlichnoe-v-razvitii-tsivilizatsiy Дата обращение 12.04.20)
[2] Рыжков В.А. «Отношения России и ЕС: текущий кризис и возможности» 2018
(Интернет ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-rossii-i-es-tekuschiy-krizis-i-vozmozhnosti-normalizatsii Дата обращения: 12.04.20)
[3] Статья «Европейский Союз в Российской Федерации (Интернет ресурс: https://eeas.europa.eu/delegations/russia_ru/35940/Европейский Союз и Российская Федерация Дата обращения: 12.04.20)