Добрый день, уважаемые читатели.
В настоящей статье я хотел бы рассказать о том, чего ни где, никогда, и ни за что вы не узнаете…. заинтриговал?
Мои друзья и знакомые часто спрашивают меня: вот ты работаешь «по назначению» … зачем? И действительно… я не знаю… кто-то, получил статус адвоката и сразу бежит на «допуск» к работе «по назначению». Кто-то из адвокатов никогда не работал и не собирается, кто-то работал, потом перестал и снова начал, а кто-то только такими делами и занимается. В общем, каждый адвокат выбирает этот путь для себя, идти им или нет.
Надо обратить внимание, что адвокаты не сами собой начинают оказывать свои услуги «по назначению» органов следствия, дознания и суда, а проходят специальную комиссию по допуску к работе «по назначению.»
Я долго «сопротивлялся» получению статуса адвоката, более 10 лет не стремился получить статус адвоката, потом, после получения, около года еще не подавал заявление на участие в делах «по назначению», но тем не менее, пришел к заключению о том, что хочу этим заниматься.
Да именно хочу этим заниматься. Многие адвокаты и юристы, считают, что вот, дескать, пойдем работать «по назначению» – нам будут давать клиентов от государства бесплатно… класс.. идиллия, да и только, зависть всем лидо-генераторам. Однако, надо знать, что у адвоката может не быть ни одной заявки за пару недель, а может быть в одно дежурство 2-4 вызова.
Кроме того, те «заявки», которые поступают адвокатам «по назначению» - обычно, это простые люди, у которых денег на услуги адвоката нет, и перейти от «назначения» к «соглашению» - крайне маловероятная история. Хотя многие адвокаты на это рассчитывают и всячески «рекламируют» свои услуги.
К слову, многие следователи также рекомендуют заключать соглашение с адвокатом, при этом дают координаты «своего». Мотивация разная, начиная от того, что адвокат «по назначению» — это глупый и не заинтересованный в результате адвокат и заканчивая обещаниями прямых положительных последствий для подозреваемого в случае выбора их рекомендованного адвоката.
В моем случае, на I-II квартал 2020 со мной не заключено ни одного соглашения после принятия «назначения».
Некоторые сразу говорили, что у них денег нет, на что я отвечал, что я здесь не из-за этого и это не повод опускать рукава, а оплату я получаю от государства.
Тут для меня важно, объяснить подзащитному, что размер вознаграждения не сказывается на качестве предоставляемых мною услуг. Если я смогу снизить размер наказания, то это самая большая награда для меня.
Несколько раз, когда подзащитный оставался доволен результатом или отношением, после выполнения работы давал небольшую сумму денег в качестве благодарности. Признаться, это было приятно, хотя я никогда на это не намекал.
Один раз у меня была интересная ситуация, когда я прибыл на вызов и после общения с подзащитным и выработки позиции, следователь «почесав голову» принял решение не прекратить уголовное дело, а «отозвать номер». То есть дело формально ушло на доследование и там и «умерло» за недоказанностью. ПодзащитныхъПодзащитный был крайне удивлен результатом, с учетом того, что статья предусматривала лишение свободы до двух лет.
Не знаю как у других коллег, но мне периодически приходится общаться и с женами задержанных, и с их другими родственниками, и все это сопровождается долгими разговорами о возможных вариантах развития событий, перспективах дела, возможных путях смягчения ситуации и т.д. То есть очень часто приходится работать еще и как психологу, так как для многих близких задержанного, это чаще всего неожиданная ситуация. Приходится рассказывать о том, как жить дальше, как общаться с заключенным, как передать ему передачи, писать письма и т.д.
Надо отметить, что у нас в Санкт-Петербурге, действует система АИС «Адвокатура», то есть автоматизированная информационная система, которая автоматически назначает дежурного адвоката после поступления через систему заявки. То есть следователь, дознаватель или суд, не может самостоятельно выбрать адвоката для защиты.
Подобная практика была ранее широко распространена и была крайне коррумпированной. Сейчас никто не может повлиять на выбор того или иного адвоката. Поступает заявка, которая распределяется автоматически дежурному в этой день и в этом районе адвокату.
Поэтому, работа «по назначению» — это крайне специфичная работа, оплачиваемая не слишком высоко и при этом с большой задержкой, но при этом (в идеале) требующая соблюдения высоких стандартов оказания профессиональной юридической помощи подзащитным.
Сначала я хотел все уместить в одну статью, но оказалось, что выбранная тема значительно обширнее. Поэтому, сейчас вы читаете первую часть статьи. Однако, они достаточно независимы и позволительно прочитав одну, не читать другую.
Комментируем, ставим "нравится" и делаем репосты. Спасибо.
Серебряков Г.С., Адвокат Первой Городской Коллегии Адвокатов Санкт-Петербурга.