На сегодняшний день, Вы наверняка замечали что все больше брендов берут курс на экологичность.
Однако не все бренды и их товары, которые позиционируют себя как «зелёные», действительно экологичны. Такое явление получило название «гринвошинг».
Гринвошинг - форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зелёный» пиар и методы, цель которых — ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете.
В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост явления: между 2007 - 2009 годом использование зелёного камуфляжа увеличилось на 79%.
История
Термин «гринвошинг» ввел американский эколог Джей Уэстервельд. В 1986 году он написал эссе о том, как гостиницы предлагали постояльцам использовать полотенца больше одного раза и отказаться от ежедневной замены постельного белья. Владельцы заведений говорили, что хотят таким образом уменьшить ущерб экологии, однако Уэстервельд был уверен, что речь шла исключительно о сокращении расходов. В обращении, возмутившем Уэстервельда, говорилось о спасении коралловых рифов и океанов, однако, по его мнению, заведение могло вредить окружающей среде другими способами.
Что же, это не самый ужасный пример "гринвошинга". У нас в России до сих пор, даже в элитных гостиницах висят карточки с заменой полотенца и белья по просьбе.
А как вам такое?
Ещё одну знаменитую гринвошинг-кампанию организовала в восьмидесятых нефтяная компания Chevron. Она запустила серию роликов «People Do» — в них красоты природы иллюстрировали заявление, что Chevron стремится оставить всё в нетронутом виде. Кампания получилась эффектной и даже получила премию Effie — в то время как Chevron нелегально сливал отходы в местах обитания диких животных. Компания действительно организовывала экологические программы, о которых громко заявляла, например, восстанавливая места нефтедобычи — правда, умалчивая о том, что некоторые из этих мер предписаны законом. Автор книги «Планета корпораций» Джошуа Карлинер подсчитал, что на программу по защите бабочек, которая существует сейчас, Chevron тратит всего пять тысяч долларов в год, тогда как производство и продвижение рекламы обходится в сотни тысяч.
Реалии жизни
Думаю все Вы видели на полках магазинов бесконечные значки с пометкой "ЭКО 100%", "БИО 100%" и так далее.
Дорогие читатели, пожалуйста запомните, что слова «эко», «натуральный», подчёркнуто «экологичная» упаковка - все ЭТО маркетинговые заигрывания.
Как распознать "Гринвошинг" ?
Вам нужно всего лишь присмотреться к сертификатам на упаковке.
На сегодняшний день заслуживают доверия продукты, на которых стоит экомаркировка, подтвержденная международно-признанным экологическим сертификатом.
С примерами такой продукции можно познакомиться в мобильном приложении «Экополка». Из органик маркировок наиболее известен «евролист».
Он всегда должен сопровождаться кодовым номером органа контроля и местом выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого состоит продукт.
Экомаркировки I-го типа объединены в международную сеть Global Ecolabelling Network (GEN), куда, наравне с зарубежными, входит и маркировка Экологического союза «Листок жизни».
Как бороться с гринвошингом обычному покупателю?
Если Вам интересна эта тема и Вы в ней хорошо разбираетесь, то если вы сочли, что производитель необоснованно называет свою продукцию экологичной и не может такое заявление ничем подтвердить, стоит направить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор.