Многие граждане, воодушевившись ростом рубля последних 2 месяцев, поверили в его возвращение к отметкам начала года, когда экономического кризиса не было и в помине. Есть ли основания полагать, что у рубля хватит запала на продолжение движения вверх и так ли сильна российская валюта?
Падение доллара в апреле-мае объективно связано не с силой рубля. Рубль в тенденциях на валютном рынке вообще не является полноправным членом, скорее наблюдателем. И говорить о какой-то силе рубля по меньшей мере наивно. Не стоит переоценивать рубль, который на мировой арене не входит в десятку наиболее значимых валют как по объему операций с этой валютой, так и объемами международной торговли с расчетами в ней.
Это и не плохо и не хорошо, это данность, с которой приходится мириться.
Российский рубль строго идет в рамках той тенденции, которая была задана с началом кризиса: резкое снижение развивающихся валют в начале с довольно активным восстановлением утраченных позиций в последующие 2 месяца. Разница с другими валютами развивающихся рынков у рубля связана только с темпами обесценения вначале и темпами восстановления впоследствии. Для рубля волатильность оказалась шире: нац.валюта России оказалась одной из худших в середине марта и одной из лучших в следующие 2 месяца.
Помимо того, что рост рубля не вызван силой этой валюты или стойкостью российской экономики, он даже не вызван слабостью доллара. Да, действительно, объем новых «напечатанных» долларов рос в последние 2 месяца невиданными темпами, однако не только ФРС США эмитировала огромный объем валюты, подобное осуществляли и ЕЦБ, и ЦБ Японии, Китая и ряда других стран.
И даже Банк России не остался в стороне от общей тенденции. Вопрос только в том, как повышенная эмиссия денежной массы Банком России и резкое наращивание госдолга Минфином РФ скажется на финансовую устойчивость страны? США уже многие десятилетия увеличивают госдолг и печатают триллионы долларов, они научились ее грамотно распределять в экономике без резкого всплеска инфляции и девальвации «зеленого». У России такого опыта нет.
Объективный восстановительный рост валют развивающихся рынков на фоне снижения доллара США вызван беспрецедентной накачкой ликвидности мировой финансовой системы крупнейшими центральными банками мира. Эти средства были предназначены на поддержание финансовых рынков от еще большего падения и на увеличение ликвидности банковской системы для выдачи кредитов (в том числе льготных, с низкой или даже нулевой % ставкой) населению и бизнесу в период кризиса.
Так же эти средства были рассчитаны на финансирование дефицита бюджетов своих стран (через покупку центральными банками госбумаг) прежде всего в связи с ростом расходов на выплату гражданам и бизнесу временных пособий на период карантина.
Достаточно весомая часть этих средств попала на финансовые рынки и пошла на спекулятивные операции: покупку ценных бумаг и сырьевых активов. Выросло в цене практически все: акции компаний развитых и развивающихся рынков, облигации государственные и корпоративные, фьючерсы на нефть, металлы и ряд других сырьевых товаров.
Российский фондовый рынок и до кризиса считался недооцененным, поэтому рост российских ценных бумаг некоторым инвесторам представлялся более перспективным по потенциалу, чем по бумагам многих развитых рынков. И часть глобальных инвестиционных капиталов хлынула на российский рынок, даже несмотря на повышенные риски вложения в российские бумаги.
Все это привело к спекулятивному росту цен в том числе на нефть, российские акции и государственные облигации РФ. Приток иностранного капитала спровоцировал повышенный спрос на рублевые активы, что привело к сильному укреплению рубля. И все было бы здорово и можно было бы оставаться оптимистом на долгосрочную перспективу, если бы не ОДНО НО. Экономический кризис! Кризис, из которого мир не только не выходит, но вероятно продолжает погружаться.
Это не страшилка, это объективная реальность. Помимо смены циклов, происходящей с начала весны текущего года, добавился еще и коронавирус, в результате которого около четверти компаний и граждан Европы, США, России и ряда других стран 2 месяца находились на карантине и не могли вести деятельность как прежде. Выход из карантина не обеспечит прежний спрос со стороны потребителей, это очевидно. Восстановление от спада займет не один год. На снижение безработицы до уровня начала 2020 г. большинству стран понадобится несколько лет: безработица может резко вырасти, но так же резко снизиться она не может.
Для чего я привел всю эту информацию? Для того чтобы было понятно, что текущий рост фондовых индексов, валют развивающихся рынков (включая российский рубль) и даже фьючерсов на нефть носят спекулятивный, а значит временный характер.
Ни о каком преодолении кризиса на данный момент и речи нет, ни в России, ни в США, ни в Европе. Даже Китаю, гораздо раньше вышедшему из карантина, придется долго восстанавливаться, чтобы выйти на рост экономики на уровень прошлого года.
Поэтому сегодняшний курс доллара ниже 70 рублей носит с огромной долей вероятности временный характер. И все разговоры о возвращении рубля в ближайшее время на уровень курса 65 и тем более 60 рублей за доллар – это примерно то же самое, что прогнозы о 120 рублях за доллар, не более чем чьи-то хотелки.
Делать выводы стоит на по одному или 2 месяцам, а по более продолжительному времени. Например за полгода-год. Вот тогда будет видна реальная картина. И скорее всего до конца текущего года мы увидим неоднократные движения в сторону как роста, так и падения финансовых инструментов. Сейчас этап их роста. Но если учесть, что он длится уже 2 месяца, то предел такого краткосрочного роста уже близок.
Удачных всем инвестиций!
Еще больше интересного от ученого-экономиста доступным языком на канале автора: https://zen.yandex.ru/expert2020
Подписывайтесь, чтобы не пропустить главное!