Американский психолог и психиатр Эрик Берн предложил модель, по которой человек в любой момент времени находится в одном из трёх эго-состояний: в роли Ребёнка, Взрослого или Родителя. От каждой роли зависят решения и причины поступков — а если человек руководит командой, то его эго-состояния прямо определяют стиль управления и объясняют многие решения.
Объясняю, как понять, что ваш руководитель находится в одной из этих ролей и что это значит.
Родитель-руководитель
У эго-состояния Родителя главная задача — контроль. Он оценивает, ругает, поучает, журит, покровительствует, наказывает и хвалит. Родитель отвечает за всё и всех вокруг и всегда прав. Чтобы получить желаемое, он давит, требует и применяет силу.
Руководителей всех мастей и уровней тянет примерить на себя именно роль Родителя — должность сама к этому подталкивает. Такие руководители воспринимает подчинённых, как детей: не доверяют и чрезмерно контролируют. Беда в том, что подчинённые быстро принимают правила игры и превращаются в Детей. Скоро они начинают имитировать самостоятельность, зная, что Родитель придёт и всё заботливо доделает. Иногда даже специально ошибаются, чтобы Родитель пришёл и сам во всём разобрался.
Родитель-руководитель любит оценивать, наказывать и хвалить подчинённых. Здесь возникает проблема: если руководитель постоянно оценивает и хвалит, подчинённые привыкают и начинают зависеть от похвалы. Сотрудники теряют способность поддерживать и подбадривать себя, они добиваются одобрения со стороны.
Другая проблема — у людей появляется страх ошибок , потому что они боятся «родительского» наказания. Вместо работы на результат команда учится угождать начальнику и скрывать свои косяки.
В команде Родителя-руководителя сотрудники не разрешают конфликты сами: они всегда идут к боссу, чтобы тот их рассудил. Людям незачем брать на себя такую ответственность — её тащит руководитель.
Родитель-руководитель не признаёт своих ошибок — ему кажется, что он один знает, что делать. Когда ошибка руководителя проявляется, он будет до последнего юлить и отпираться, лишь бы её не признавать. Родитель-руководитель думает, что таким образом поддерживает авторитет, а на самом деле учит своих подчинённых поступать так же.
Взрослый-руководитель
В эго-состоянии Взрослого человек объективно оценивает происходящее и принимает лучшие решения. Он полностью отвечает за свои действия и их последствия. Чужую ответственность Взрослый на себя не берёт. Он добивается своего в партнёрском диалоге на равных.
Удерживать себя во Взрослой позиции непросто, но руководитель, который к этому привык, выигрывает в долгосрочной перспективе.
У руководителя-Взрослого подчинённые рады ответственности. Они сами принимают решения и действуют смело. У такого руководителя сотрудники не боятся наказаний, готовы в любой момент признать ошибку и скорректировать план. Они по-взрослому относятся друг к другу, решают конфликты между собой и не ходят на суд к руководителю. Такая команда самостоятельно празднует победы и учится на поражениях.
Работа руководителя-Взрослого напоминает уход за точным механизмом: иногда нужно смазывать, чинить и настраивать, но обычно всё идеально работает само.
Ребёнок-руководитель
Ребёнок-руководитель — очень редкое и обычно эпизодическое явление.
Внутренний Ребёнок живёт, чтобы играть, развлекаться, получать внимание и потреблять. Он не хочет и не может ни за что отвечать, ведь он ребёнок. Чтобы получить желаемое, Ребёнок капризничает и манипулирует взрослыми.
В такой роли руководитель не может находиться долго. Ответственность и полномочия всегда тянут в роль Родителя, хотя в конечном счёте каждый сам решает, как себя вести.
Роль Ребёнка противоестественна для руководителя. Если руководитель надолго задерживается в роли Ребёнка, скорее всего, он занимает должность по ошибке и скоро это исправят.
Если узнали в своём руководителе Родителя, Взрослого или Ребёнка — постарайтесь учитывать эту особенности такой роли в будущем. Это поможет лучше понимать его намерения и поступки, а также избегать недопониманий и конфликтов.
Фёдор Глумов,
тренер esprezo по эмоциональному интеллекту и переговорам.
Учу управлять собой, контролировать эмоции и влиять на чувства других. Веду рассылку «Вредные привычки в общении» https://open.esprezo.ru/emotions