Найти тему
IPG

Какие офисы выбирают IT-компании?

Оглавление

IT-сектор – один из самых динамично развивающихся сегментов в Санкт-Петербурге. С каждым годом доля поглощения офисных площадей компаниями только растет: если в 2015-2016 на долю IT приходилось по 20% ежегодно, то в 2019 году доля достигла уже 31 %. В среднем поглощение офисных площадей находится на отметке 120-130 тыс. кв.м ежегодно.

Офис компании JetBrains
Офис компании JetBrains

Данный сегмент является одним из наиболее требовательных по отношению к офисным площадям. Компании предъявляют высокие требования к техническим характеристикам, локации, парковочному индексу, инфраструктуре и десяткам других факторов. Какие локации выбирают IT-компании? Как найти помещение, соответствующее всем требованиям, учитывая дефицит качественных офисных площадей в Санкт-Петербурге? Сколько времени нужно на поиск? На эти и другие вопросы ответит Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate.

Причины переезда или смены офиса IT-компаний

За последние годы мы наработали собрали большую экспертизу в работе с IT-компаниями – порядка 40-50% вех сделок, заключаемых нами, приходится именно компании этого сектора. У нас есть кейсы с крупными компаниями – Mail.ru, Huawei, EPAM, Nexign, ЦРТ есть кейсы с компаниями среднего сегмента, мы часто работаем с представителями малого бизнеса, которые находятся только в начале пути и выбирают офисы площадью от 100 кв.м.

Вне зависимости от размера компаний, основная причина смена офиса – это численный рост компании. Айтишники быстро «вырастают» из своих офисов: меняются структуры, разрабатываются новые продукты, выделяются новые проектные направления, какие-то коллаборации с другими игроками и так далее. Например, когда-то я участвовал в открытии офиса для Avito в Санкт-Петербурге площадью в 100 кв.м. Сейчас компания занимает уже 8 000 кв.м.

Avito в Санкт-Петербурге
Avito в Санкт-Петербурге

Как правило, компании, которые занимают офисы от 3 000 кв.м, начинают поиски в среднем от 6 до 12 месяцев до планируемой даты переезда. Например, только дизайн-проект, проектирование и отделка офиса площадью от 2-3 тыс. кв.м занимает от 6 месяцев. Компании, которым нужны меньшие площади, обычно начинают искать офис за 2-3 месяца и более до переезда.

А под давлением ограничительных мер, пандемии и самоизоляции все чаще поступают срочные запросы – компании хотят сменить офис в течение 1-2 месяцев: найти офис меньшей площади, либо по более низкой арендной ставке.

Требования к помещениям. Технические характеристики объекта

Технические характеристики объекта формируют базовые параметры запроса айтишников. При выборе офиса компании обращают внимание на следующие параметры:

  • Вентиляция. IT-компании предпочитают вентиляционную систему с 2-3 кратной заменой воздуха в час, с увлажнением воздуха.
  • Качественное кондиционирование. Запрос – 1 КВт на 10 кв.м.
  • Мощная электроэнергия – 70 Вт/кв.м, вторая категория и частично первая категория.
  • Наличие парковки. Хороший парковочный индекс – 1 место на каждый 50 кв.м арендованных площадей. Такой параметр достаточно сложно обеспечить особенно в центральных районах города. Но, как правило, компании, которые выбирают престижные локации, готовы к тому, что паркинг будет минимален, например, Mail.ru в БЦ «Дом Зингера».
Офис Mail.ru
Офис Mail.ru

Требования к помещениям. Планировочные решения.

Большинство современных компаний предпочитает офисы с открытой планировкой, которая дает возможность зонирования с помощью возведения стеклянных перегородок, таким образом планировочное решение отвечает стандартам и бизнес-процессам компании. Одни делают ставку на open-space, другие зонируют открытое пространство кабинетами. При этом все внедряют зоны для групповой работы: переговорные комнаты различного размера, meeting room, телефонные кабины, зоны для индивидуальной работы и так далее. Порой компании сложно представить, как будет выглядеть будущий офис в рамках офиса. Чем крупнее компания, тем сложнее вписать структуру организации работы в новом помещении. Это усложняет процесс выбора помещения. Мы в таким случаях предлагаем тестовые планировки, показывая, как можно разделить работу направлений, организовать рабочие зоны и места общего пользования и так далее.

Обеспеченность площадями на одного сотрудника. Комфортный показатель составляет от 8 до 15 кв.м общих офисных площадей на 1 сотрудника (то есть в данном показатели учитываются все места общего пользования).

Планировка в условиях пост-пандемии

Интересно отметить, что в условиях напряженной эпидемиологической ситуации, мы начали получать от IT запросы на готовые офисы с коридорно-кабинетной планировкой и реорганизацию офисных пространств – уменьшение объема площадей мест общего пользования, увеличение нормы обеспеченности офисными площадями на 1 человека с целью соблюдения социального дистанцирования, внедрение системы hot-desk – незакрепленные рабочие места. Вырастут ли такие запросы в тренд или останутся исключениями – увидим на практике.

Офис IT-компании. Киев.
Офис IT-компании. Киев.

Еще одна тенденция – некоторые IT-компании не торопятся выходить на работу в офис и рассматривают варианты отказа от офисных площадей на летний период – сотрудники будут работать удаленно. Такой опыт даст возможность проанализировать бизнес-процессы:

  • Период пандемии показал, что бизнес можно организовать удаленно. Сейчас важно понять, какая часть сотрудников может работать полностью или частично удаленно без потери эффективности как сотрудника, так и команды. Это даст возможность создать график посменной работы, например, 2 дня в офисе и 3 удаленно.
  • Появится понимание, в каком формате внедрять системы временных рабочих мест – hot-desk.
  • А также разработать безопасную систему логистики из дома в офис и обратно. Некоторые клиенты рассматривают реконструируемые объекты и здания на финальной стадии готовности, которые будут готовы к осени, в разных районах города. Это даст возможность организовать офисы в максимальной близости от дома каждого из сотрудников.

Так, компании, которые занимают сейчас офисы площадью более 1,5 тысяч кв.м готовы оптимизировать помещения до 30-50% и разделить большой офис на несколько в разных районах города.

Требования к помещениям. Локация

Локация – это параметр, важный девелоперу при реализации объектов. Но это не основной параметр для айтишников при выборе офисов. Доказательством тому служат переезды айтишников: компания Exigen Servises переехала из Петроградского района в зону Пулково, «Сбербанк Texнологии» – из Стрельны в Красногвардейский район (ст. метро «Ладожская»), «Аркадия» переехала из Красногвардейского района в Выборгский. И это только несколько примеров. Конечно, есть компании, которым принципиальна локация, например, Mail.ru, которые арендуют площади в БЦ «Дом Зингера» и МФК «У Красного моста», занимая площади объектах с куполами в премиальной локации. Но это скорее исключение.

-5

IT больше ориентируются на транспортную доступность, наличие парковки, чтобы максимально комфортно организовать для всех сотрудников комфортный путь из дома на работу.

Такая тенденция сформировалась еще после 2008 года, когда IT-компании одними из самых первых начали выбирать офисы вне центральных районах – зона «Пулково», бизнес-парк «Полюстрово», где арендовали качественные офисы с открытой планировкой, что давало возможность сокращать объем офисных площадей, а кроме того, по более низким ставкам. При этом вопрос доступности закрывался с помощью шаттлов. Например, компания «Яндекс» переехала в бизнес-парк «Полюстрово», где со временем только увеличивала арендованные площади.

В отношении локации, кстати, тоже появляются интересные запросы, вызванные влиянием пандемии. Если раньше крупные компании стремились найти объекты площадью от 5-10 тысяч кв.м, чтобы объединить все направления в рамках одного здания, то сейчас переформируют запросы – несколько офисов в разных районах города, в которых проживают их сотрудники. При этом головной представительский офис может оставаться в БЦ в центральных районах города.

Требования к помещениям. Развитая инфраструктура

Наличие развитой инфраструктуры как в рамках БЦ, так и в окружении – важный пункт. Кафе, рестораны, спортивные залы – это все формирует комфортные условия.

Аренда офиса
Аренда офиса

Требования к помещениям. С отделкой или без

IT-компании традиционно ассоциируются с дизайнерскими офисами. В основном, конечно, это вызвано офисами Кремниевой долины. Сегодня все-таки проектирование офиса – это не тренд, а характеристика рынка. Как минимум, компании стремятся сделать офис комфортным и соответствующим всем требованиям компании, отвечающим бизнес-процессам. Вне зависимости от площади – 200 кв.м или 20 000 кв.м – команде нужна комфортная атмосфера и организация рабочего пространства.

Из нашей практики мы видим, что чаще всего компании не готовы входить в процесс проектирования, строительства офиса. Основная часть запросов приходит на готовые площади. Особенно актуальны готовые офисы в текущих условиях, когда компании оптимизируют бюджеты и площади: выбирают офисы меньшего метража, либо офисы по меньшей арендной ставке. Клиентам важно арендовать максимально быстро помещения, зонировать его под собственные требования с помощью стеклянных перегородок (таким образом визуально сохраняется открытое пространство) и запустить работу сразу после снятия ограничительных мер. В текущих условиях бюджеты на дизайнерскую отделку офисов максимально сокращаются.