Найти в Дзене

Владимир Вольвач: долговое бремя россиян - мина замедленного действия

Мышиная возня вокруг так называемых «пикетчиков» у здания МВД с участием либеральных муниципальных депутатов выглядит совсем уже карикатурно. Ребята стараются, буквально из кожи вон лезут, чтобы привлечь к себе внимание, но что-то плохо получается: из отечественных СМИ только либеральные откликаются сухими сообщениями, а всякие «бибиси» из искры пламя разжечь никак не могут.

Никому не интересно.

Также как и малоинтересной оказалось история с иском бывшего губернатора Игнатьева против президента. 

Подлинная, не декоративная, оппозиция против президента В.В. Путина на авансцену не выходит, хотя располагает огромными ресурсами: в ее распоряжении все средства для смены власти, кроме одного. Эта оппозиция не рассчитывает на массовую поддержку россиян. Именно поэтому информация о президентскими рейтингах сегодня занимает так много места в общественных обсуждениях, и так много публикаций, старающихся поставить под сомнение размеры этой массовой поддержки.

Между тем, уже в ближайшие месяцы разрастается социальная проблема, которая действительно может стать миной замедленного действия для социальной стабильности. 

По данным Банка России, на которые ссылается “Лента.Ру”, долговая нагрузка (объем обязательных платежей по кредитам в процентах от располагаемых доходов) жителей страны на 1 апреля 2020 года достигла 10,9 процента доходов. Это максимальное значение в истории наблюдений. При этом, почти у четверти взявших кредиты россиян (23 процента) выплаты по ним составляют более 80 процентов от дохода.

Нетрудно предположить, что эти 80% доходов, которые сегодня банки забирают у четверти россиян, составили такую большую долю по простой причине - сами доходы сократились. Кредитное бремя, которое было терпимым в докризисное время, становится невыносимым.

Еще более тревожными выглядят данные сервиса “Работа.Ру”, согласно которым 58 процентам трудоустроенных граждан работодатели понизили зарплату. Двум третям опрошенных также снизили премиальную часть заработка.

Остается только спрогнозировать, против кого может быть направлен  социальный взрыв, когда ситуация окончательно дозреет: против банкиров-ростовщиков, пытающихся нажиться в кризисные времена; против работодателей, идущих привычной дорожкой и ради сохранения бизнеса экономящих на зарплате или против президента Путина, который пообещал, что противоэпидемические меры не скажутся на социальных интересах значительных групп населения столь катастрофическим образом?

Малоимущие, которых мало коснулась кредитная проблема и у которых заработок уменьшать некуда, останутся в группе социальной поддержки - но это от силы 20% населения, к тому же политически неактивного. На массовые акции протеста у нас выходит, в основном, средний класс, который и попал в кризисные клещи.

Можно также предположить, что именно эту социальную категорию антипутинская часть элиты будет стараться использовать для борьбы с президентом.

Как только снимут последние ограничения на проведение массовых мероприятий, а это почти наверняка произойдет к августу, социальные проблемы среднего класса станут в полный рост, и тогда “мина замедленного действия” может рвануть, если ее вовремя не обезвредить.

Источник: http://volvach.soboranin.ru/