2. Программа реформы денежного обращения и связанные с ней аспекты экономической реформы.
Реформа российских финансов имеет интегральный характер. Ее основные задачи:
- укрепление рубля, его жесткая конвертируемость,
- дальнейшее превращение рубля в мировую валюту,
- создание жесткого механизма, обеспечивающего неизбежность финансовой интеграции бывшего СССР и СЭВ на базе новой валюты,
- создание системы валютной эксплуатации внешних рынков через структуру обращения российской валюты,
- резкое сокращение и затруднение теневого оборота,
- стабилизация бюджета,
Отдельной задачей является введение налоговой системы, предусматривающей:
- стимулирование производства,
- стимулирование инвестиций,
- высокие государственные доходы,
- стимулирование занятости.
Предлагаются следующие основные блоки программы реформы денежного обращения.
1. Создание системы финансового взаимодействия стран Евразии на основе концепции международного рубля. Организация Союза Участников Межгосударственных финансовых взаимоотношений стран Евразии (Союза УМФВСЕ).
Данный блок может быть реализован в первую очередь, т.к. независим от дальнейших. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. имеется поддержка руководства ряда республик, в первую очередь Казахстана.
Концепция СУМФВСЕ разработана в рамках Комитета ВС РФ по экономической реформе летом 1993 года.
2. Преобразование российской рублевой денежно-банковской системы.
2.1. Выведение наличного обращения за пределы денежной системы, создание Российского Казначейства (или наделение соответствующими функциями уже созданного по Указу Президента) с исключительными правами на работу с казначейскими билетами.
Эта мера не означает запрещения коммерческим банкам на работу с казначейскими билетами. Просто все они теперь оказываются агентами казначейства, что дает последнему осуществлять тот контроль за наличным обращением, который утерян с 1988 года окончательно.
Кроме того, сегодня существует система "обналичивания" денег. Существует и рыночная цена наличных денег в безналичных.
Признание безналичных денег собственно деньгами, а наличных - ценными бумагами, позволит государству в лице Казначейства монополизировать эти операции и получать самому ту прибыль, которую сегодня получают посредники.
2.2. Создание многоуровневой однокомпонентной рублевой денежно-банковской системы.
Новая банковская система основана на принципах
- строжайшего корреспондентского учета движения средств,
- тотальной иерархии,
- однокомпонентности.
Она позволяет создать строгую и хорошо управляемую систему коммуникации денег.
К созданию такой системы приведут следующие конкретные меры:
2.2.1. Закон (Указ), запрещающий банкам иметь более одного корреспондентского счета в другом банке (ностросчета) с учетом на этом ностросчете в корреспондентском банке всех депозитов банка.
2.2.2. Закон о денежных коммуникациях. Включение в состав банка коммуникационного канала до его корреспондентского ностро-банка. Возложение ответственности на банк за денежно-банковскую информацию, распространяющуюся по принадлежащему ему коммуникационному каналу.
2.2.3. Закон о банковских кредитах. Придание статуса резервов собственным средствам банка, хранящимся в самом банке. Ликвидация монополии Центробанка на кредитные ресурсы. Введение резервирования исключительно кредитов. Установление нормативов на банковские кредитные ресурсы.
2.2.4. Закон о видах банковских учреждений. Создание (переоформление) существующих банков в стандартные типы банков: общественный банк (муниципальный и т.п., в том числе и Центробанк), коммерческий банк, гражданский банк (нынешние отделения Сбербанка, аналог системы Sparkasse в Германии).
2.2.5. Закон о небанковских финансовых учреждениях (финансовых посредниках), деятельность которых заключается в предоставлении займов (передоверии прав распоряжения деньгами) и конверсии финансовых обязательств.
2.2.6. Создание (воссоздание) государственной небанковской сети распределения государственных (бюджетных) финансовых ресурсов на цели инвестирования, сельскохозяйственного страхования, государственного социального страхования, государственного пенсионного страхования, медицинского страхования, страхования недвижимости и пр.
2.3. Создание параллельной денежной системы на основе мировой (конвертируемой) валюты с единицей - Евразийский Рубль (ЕАР).
Данная концепция основана на введении параллельной валюты для обслуживания внутреннего (а затем и внешнего) валютного обращения. В ее основу положен опыт введения червонца и неудачный, но поучительный опыт инвалютного рубля в СССР.
Новая валюта будет эмитироваться на базе обеспечения корзиной иностранных валют, хранящихся в депозитарном банке (являющемся и эмитенттом) и будет безусловно конвертироваться в эти валюты в любых объемах.
Курс новой валюты будет базироваться на обеспечивающей его корзине внешних валют. Таким образом сама эта валюта окажется более твердой, чем любая из валют корзины, поскольку окажется центром тяжести колебаний внешних валют.
Идея обеспечения внешней корзиной (в отличие от обеспечения внутренней, как для ЭКЮ) фактически делает эту валюту самой сильной экстернальной валютой в перспективе и для мирового рынка.
Для реализации этой концепции предлагаются следующие меры:
2.3.1. Закон о валютной розничной торговле. Разделение рублевой и валютной розничной торговли.
Существующее сегодня взаимопроникновение рублевого и валютного наличного оборота в розничной и мелкооптовой торговле является одним из основных источников дестабилизации рубля. Для преодоления этого безрадостного положения Президент даже издал Указ о запрещении валютной торговли и конвертации.
Глупость этого Указа, очевидно, не сделает его эффективным средством против вышеуказанной проблемы. Зато она очень хорошо готовит почву для предлагаемого Закона. Он будет воспринят с облегчением как конструктивная альтернатива дурацким запретам.
2.3.2. Закон о движении валютных средств в стране. Запрещение ввоза и использования на территории России любых иностранных наличных денег. Закон о безусловном праве на использование безналичных валютных средств в России любыми физическими и юридическими лицами как резидентами, так и нерезидентами.
Напрашивающееся запрещение хождения валюты не может быть реализовано в лоб без компенсирующего механизма, так как резко нарушает интересы хозяйственных субъектов. Предлагаемый Закон как раз и предусматривает механизм компенсации интересов держателей валюты, создание для них механизма ее использования внутри страны.
2.3.3. Закон о валютной банковской деятельности. Наделение всех банков правом вести валютную деятельность на основе безналичных валютных средств в полном объеме, в том числе и осуществлять валютно-кредитные операции на принципах резервирования собственными валютными средствами.
Эта мера уравнивает в правах рубль и внутренний безналичный аналог валюты - Евразийский рубль.
2.3.4. Запрещение любым банкам иметь корреспондентские отношения с иностранными банками. Создание Международного обменно-депозитного (валютного) банка (МОДБ) как высшего валютного банка системы, имеющего право на корреспондентские отношения с иностранными банками и как хранителя реальных валютных средств на корреспондентских счетах в иностранных банках, конвертирующего их в коллективную валюту на основе мировой денежной единицы (ЕАР) - аналог инвалютного рубля СССР.
Банк-депозитарий является посредником между обращением валюты на внешних и внутреннем рынке России. Он фактически стабилизирует валютные отношения. При этом для хозяйственных субъектов его воздействие остается практически незаметным, "прозрачным".
В то же время засчет своей контрольной функции он фактически оставляет валюту обращаться (и давать доход) вне российского рынка и подменяет ее своей эмитированной валютой, которую гарантированно обращает обратно в инвалюту.
Таким образом депозитарий получает все преимущества эмитента и исключает положение, при котором российские ресурсы оказываются обеспечением чужой валюты.
2.3.5.Создание валютного финансового союза стран Евразии и бывшего СЭВ на основе использования этой коллективной валюты (ЕАР) в межгосударственных и внутригосударственных финансовых взаимоотношениях - Мира Единой Валютной Системы (МЕВС). Во внутригосударственных финансовых взаимоотношениях в странах - членах МЕВС эта валюта является единственной законной нерезидентной валютой (в дополнение к национальным деньгам).
Здесь мы внешне видим повторение идеи СЭВовского рубля, но на принципиально новой базе. Главные принципиальные отличия заключаются:
- в небартерном, универсальном характере расчетов в этой валюте,
- в обеспеченности не внеутренней, а внешней корзиной валют.
Последнее обстоятельство дает ЕАР преимущество даже перед ЭКЮ и долларом.
3. Создание системы взаимодействия между двумя валютными системами. Подавление инфляции рубля.
Ясно, что создание параллельной валюты приводит к некоей неравновесной ситуации. Из нее возможны два выхода - либо постепенное вытеснение более слабой валюты более сильной (по опыту червонца), либо их постепенное сближение.
Второй путь сопряжен с меньшими экономическими и социальными издержками, поэтому он принят нами за базовый, с сохранением первого как резервного.
Его реализацию обеспечат следующие меры:
3.1. Введение нормативно-рыночной конвертации двух валют: нормативный механизм конвертации ЕАР в рубль и рыночный механизм конвертации рубля в ЕАР.
3.2. Закон о монополии Росцентробанка на любые обменные операции между валютами.
3.3. Предоставление права любым банкам выступать в качестве агента Росцентробанка по конвертационным операциям.
4. Создание именного рынка ценных бумаг (ценностных обязательств).
Существование рынка неименных ценных бумаг фактически порождает неконтролируемую спекулятивную эмиссию частными эмитентами и является одним из главных бичей западной экономики. Этот рынок является базисом для целого ряда механизмов коррупции и мафиозной финансовой эксплуатации.
Недаром в нашей стране мафиозные круги настояли вопреки закону на выпуске приватизационных чеков именно как неименных ценных бумаг, поскольку это дало возможность отмывания капиталов и спекуляций.
Полностью исключая существование этого механизма и создавая в качестве альтернативы развитый рынок именных ценных бумаг мы гаарнтируем устойчивость национальной экономики и ее безопасность от глобальных экономических преступлений.
Создание именного рынка ценных бумаг будет обеспечено следующими мерами:
4.1. Принятие закона о неименных коммерческих ценностных обязательствах (неименных коммерческих ценных бумагах). Отказ в государственной поддержке неименным негосударственным ценным бумагам. Запрещение любым государственным органам, кроме Российского Казначейства, выпускать неименные государственные ценностные обязательства. Последнее имеет право выпускать в качестве неименных только казначейские билеты для целей розничной торговли.
4.2. Закон об именных ценностных обязательствах и их эмитентах.
4.3. Закон об эмиссии именных ценностных обязательств.
4.4. Закон о депозитариях именных ценностных обязательств.
4.5. Закон о фондовом рынке именных ценностных обязательств.
5. Регулирование валютно-экономической деятельности.
Очевидна необходимость контроля и поддержания различного режима для национального и иностранного (нерезидентного) капитала на внутреннем рынке России. Необходимо обеспечение экономической безопасности национальной финансовой и валютной системы от внешних глобальных воздействий.
Упорядочению положения предприятий с национальным и нерезидентным капиталом служат следующие меры:
5.1. Закон о предприятиях класса "А". К этим предприятиям относятся предприятия на нерезидентном капитале, на смешанном капитале с объемом нерезидентного капитала выше 30 процентов, любые резидентные предприятия по их желанию, за исключением тех, кому это запрещено. Предприятия класса "А" могут работать только на основе ЕАР, рублевого счета они иметь не могут.
5.2. Закон о предприятих класса "В". К ним относятся резидентые предприятия и смешанные предприятия с объемом нерезидентного капитала менее 30 процентов. Предприятия класса "В" могут иметь и валютный, и рублевый счет.
5.3. Закон о регулировании валютной деятельности предприятий класса "В". Для этих предприятий вводится квота благоприятствования валютной деятельности (КБВД), определяемая в процентах к рублевой финансовой деятельности. При размере валютных поступлений, превышающих эту квоту, на сверхквотные средства налагается санкция в виде принудительного обмена части сверхквотных средств на рубли по нормативному курсу. Цель этого мероприятия - заставить предприятия класса "В" активно работать не только в валютной сфере, но и в рублевой (с целью повышения абсолютных размеров КБВД).
5.4. Закон о малом предприятии и о индивидуально-производственных банковских счетах. Статус "малого предприятия" получает и ему открывается индивидуально-производственный счет любое физическое лицо, поступления от индивидуальной нерегистрируемой коммерческой деятельности которого превышают установленный максимум.