Найти тему
1520. Все о путешествиях

Разоблачение вагонов. Почему «двухвагонные сцепы» для РЖД – это всего лишь хороший пиар

В середине 2019 года СМИ раструбили новость о прорыве, который совершил в вагоностроении «Трасмашхолдинг» и Тверской вагоностроительный завод. Но то, каким образом этот «прорыв» оказался реализован, СМИ предпочти не заметить. А я расскажу.

Итак, поехали смотреть, что обещали и что получилось с самым массовым вагоном будущего (шутка ли – заказано более трех тысяч единиц).

Обещание №1. Это не просто вагоны, это двухвагонные сцепы. То есть соединенные попарно вагоны образуют единое пространство...

В конце мая я ехал в поезде №99/100 сообщением Москва – Владивосток. Там было два сцепа и еще один вагон от сцепов отдельно. Я так понял, что технически это ничем не отличается от того, что было раньше. Вагоны можно использовать и по отдельности и сцеплять, как угодно.

Обещание №2. Двухвагонные сцепы – шаг к «малолюдным» технологиям обслуживания. Теперь на два вагона будет один проводник.

Я много писал о том, что если на длинных маршрутах это будет реализовано, то это будет катастрофа. Пока, к счастью, и в фирменном поезде «Белогорье» Москва – Белгород, и во владивостокской «сотке» (по данным на июнь 2020 года «сцепы» используются только в этих поездах) проводники есть в каждом вагоне. В «Белогорье» проводница уходила в соседний вагон только на ночь, но ей можно было «позвонить» с помощью специального переговорного устройства.

-2
-3

Обещание №3. В каждом вагоне будет душ.

Он действительно есть, но работает по-разному. Если в белгородском поезде с этим все было хорошо, то во владивостокском душ принять мне не удалось. Оттуда шла только холодная вода. На заданный проводнику вопрос, почему так, я получил ответ, что надо предупреждать за час, иначе бак перегреется и все испортится.

-4

Обещание №4. В купе будет регулировка температуры воздуха.

Одним из главных «прорывных» достижений нового вагона была заявлена возможность регулировки температуры воздуха в купе. На презентационных вагонах были установлены даже соответствующие регуляторы, однако в реальности в вагонах их не оказалось.

-5

Обещание №5. За счет экономии на одном тамбуре и купе проводниках в вагонах появятся холодильники и микроволновки в общем пользовании.

Ответственно заявляю, что холодильники и микроволновки были только на презентационных вагонах, которые сфотографировали и о которых написали все СМИ. Ни в белгородском поезде, ни во владивостокского не было ни того, ни другого. Вернее, было, но маленькие и только в пользовании у проводника. А вот как выглядело купе с холодильниками на презентационных фотографиях Трансмашхолдинга.

-6

Обещание №6. В новых вагонах вместо титанов появятся пурифайеры, выдающие холодную и горячую воду, а также аппараты по продаже кофе и чая, чтобы разгрузить проводников.

Здесь вообще неразбериха. Пурифайеры и правда есть. Они выдают холодную и горячую воду – это тоже правда. Качество оценивать не берусь. На вкус холодная вода нормальная, а вот горячая – далеко не кипяток.

Вендинговые автоматы в белгородском поезде были, а вот во владивостокском в моем купейном сцепе – уже нет. Впрочем, возможно, это было связано с тем, что один из двух вагонов сцепа был штабной.

Чай и кофе, несмотря на наличие вендинговых аппаратов, в белгородском поезде можно было купить также у проводников. Причем кофе варили в настоящей кофемашине.

Обещание №7. В купе будут сейфы.

Они и правда есть, но «съели» все пространство для вещей нижнего пассажира, так что теперь там даже некуда деть одежду.

-7

***

Получается, что большинство заявленных новшеств или реализованы криво, или не реализованы вовсе. Это не значит, что вагоны плохие. Они довольно комфортные, там есть розетки и душ, который, видимо, все же можно принять. Однако это не прорыв, о котором дружно сообщали СМИ в 2019 году.

Вот, как красиво сообщал о сцепах «Первый канал»:

Оставить ценные вещи в сейфе, не переживая за них, принять душ и даже приготовить обед — все это скоро станет привычным для тех, кто путешествует по железной дороге. РЖД представили новый купейный вагон повышенного комфорта. 
Точнее, это два вагона, соединенных в один. За счет этого освободилось место проводника. Там расположилась кухня с микроволновкой и холодильником, готовить на ней может каждый. 
А еще удалось разместить душевую кабину, откидные столики, сейфы, регуляторы температуры, скоростной Wi-Fi; в общем, все, что нужно в пути.

Люди смотрят новости, как из параллельной вселенной и верят, что такие вагоны где-то есть. А потом попадают в тот же поезд Москва – Владивосток, не видят половины из заявленного, и даже не понимают, что это те самые вагоны, о которых так красиво рассказывало гостелевидение.