Уже в начале 1920-х годов советское правительство стало активно использовать одну из важнейших функций искусства - воздействие на человека. В связи с этим, применение его агитационного потенциала стало ключевой задачей для деятелей производственного искусства. Пожалуй, самыми востребованными в этой области становятся изделия из фарфора (росписи посуды, воспевающие советский быт - тема для отдельного исследования) и текстиль, орнамент которого должен быть приобщен к пропаганде самых актуальных задач государства. Основной идеей агиттекстиля становится демонстрация достижений советской власти (в индустриализации, сельском хозяйстве, спорте и т.п.). Материалами для рисунков чаще всего служили иллюстрации из журналов, демонстрировавшие ход победного шествия первой пятилетки.
Такое механическое перенесение задач станковой живописи и плаката привело к тому, что новое направление в орнаменте и появившийся вскоре лозунг «Борьба за советский тематический рисунок в ткани» начали активно критиковаться в периодической печати, как деятелями культуры и искусства, так и женщинами, не желавшими носить платки с ликами пролетарских вождей и платья со сценами уборки хлопка на среднеазиатских полях. Апофеозом противоборства сторон стал фельетон Г. Рыклина «Спереди трактор, сзади комбайн», опубликованный в «Правде» в 1933 году. Вскоре начинается процесс переориентации текстильного орнамента к более понятному, тесно связанному с традиционными мотивами народов СССР рисунку.
Сегодня мы не будем подробно раскрывать суть этого феномена и рассказывать о перемене рисунка в текстиле, а просто покажем несколько ключевых тем, которые нашли свое отражение в агиттекстиле 1920-начала 1930-х годов.
Итак, приготовьтесь увидеть топ-7 наших любимых сюжетов агиттекстиля.