Найти тему

Сравнение маркетплейсов. Где начинать продажи?

Оглавление

Маркетплейсы растут как на дрожжах, в ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов можно сравнить насколько их рост опережает рынок.

Маркетплейсы в рейтинге Data Insight ТОП-100 Интернет-магазинов
Маркетплейсы в рейтинге Data Insight ТОП-100 Интернет-магазинов

Постепенно каждый из маркетплейсов начинает выбирать стратегию конкуренции. Эта стратегия в основном отталкивается от покупателей, но очень сильно влияет и на продавцов.

В этой статье мы разберемся какой из маркетплейсов подходит именно вашему бизнесу. Сравним площадки, разберемся в их достоинствах и недостатках.

Сразу оговорюсь что из этого обзора я исключил la-moda, потому что это закрытый маркетплейс, который продаёт ограниченное число товарных категорий и имеет очень строгие требования к продавцам.

Модели работы

Маркетплейсы сейчас используют разные модели работы.

Витрина – модель при которой, маркетплейс выступает витриной для покупки товаров и проводит через себя оплату. За доставку же полностью отвечает продавец.

Витрина + доставка – маркетплейс отвечает также за доставку товара покупателю, то есть почти полностью контролирует опыт покупателя. Продавец хранит товары на своем складе, собирает заказы и передаёт их маркетплейсу.

Витрина + доставка + склад (или фулфилмент) – маркетплейс полностью берет на себя работу с заказами. От продавца требуется лишь поставка товара на маркетплейс. От классического интернет-магазина это отличается только тем, что товары принадлежат продавцам и они управляют карточками товара и ценами.

Модель "витрина + доставка + склад" самая интересная для покупателей, потому что товары доставляют быстро и дёшево. Но для этого нужны большие ресурсы, чтобы создать инфраструктуру складов и распределительных центров.

В модели "витрина" доставка дорогая, потому что каждый продавец её делает самостоятельно, а значит нет эффекта масштаба и удешевления операций.

Модели работы маркетплейсов
Модели работы маркетплейсов

Модель "витрина + доставка + фулфилмент" подходит для производителей, у которых достаточно много товара, чтобы распределить его по складам маркетплейсов.

Модель "витрина + доставка" позволяет хранить товары на одном складе и работать сразу с несколькими площадками. Такая модель подходит для дистрибьюторов и розницы.

Маркетплейсы

А теперь немного о каждом маркетплейсе. Я подготовил небольшую шкалу оценки каждого маркетплейса. Она субъективная и отражает мой опыт работы с разными площадками.

Вайлдберриз

Основная компетенция: Производство

Вайлдберриз – это площадка для производителей. Для работы вам нужно быть производителем или иметь от производителя разрешение представить марку на площадке. Один и тот же бренд, как правило продаётся только одним продавцом.

При этом производство это не всегда самостоятельное изготовление изделия, чаще всего это только брендирование какого-то типового товара, который делается на китайской фабрике.

Вайлдберриз
Вайлдберриз

Выплаты Wildberries делает 1 раз в неделю, но не давно разослали уведомления, что переходят на выплату один раз в месяц.

Озон

Основная компетенция: Маркетинг

Ozon очень сильно отличается от Wildberries в своей стратегии. Озон делает ставку на предпринимателей и маркетологов. На озоне одним товаром могут торговать сразу с десяток продавцов. Благодаря этой стратегии Озон получил в сжатые сроки очень много товаров. И сейчас Озон сдерживается только скорость постройки инфраструктуры, на которую привлекает огромные инвестиции.

На Озоне есть продвинутая аналитика, гибкие рекламные возможности, участие в акциях, привлечение отзывов, страница магазина и т.д. Хороший маркетинг позволит продавать на Озоне сильно больше. В то время как на Wildberries продавец почти ни на что не виляет.

Озон
Озон

Выплаты Озон делает 2 раза в месяц: 15-го и 25-го числа.

Aliexpress

Основная компетенция: Операции

Алиэкспресс развивается как китайская платформа-агрегатор. В Китае есть целая каста компаний, которая выводит производителей на разные площадки. Торговля трансграничная, поэтому Aliexpress не берет на себя доставку, а работает как витрина.

Легче всего на этой площадке будет тем, у кого уже есть интернет-магазин. По сути это будет работать как дополнительный сайт, где делаются заказы, помимо основного интернет-магазина.

Aliexpress
Aliexpress

У меня пока нет никакого опыта на этой площадке. Но то, что я вижу после регистрации меня немного пугает – избыточный интерфейс и много непонятного. С этой площадки я не рекомендую начинать.

Beru

Основная компетенция: Терпение... ну и производство

Несмотря на то, что это компания принадлежит Яндексу, ну и Сбербанку, развивается она очень медленно. Много интерфейсов заменяется excel-ем. Какое-то ощущение, непрозрачности.

Не так давно Beru начал работать по модели "витрина + доставка". Очень медленно заводится новый ассортимент, зато если ассортимент уже когда-то продавался на Beru, то можно этим воспользоваться, в этом случае товар будет доступен для продажи уже на следующий день.

Beru
Beru

Сейчас я только собираюсь начать продажи на Beru. Всё осложняется необходимостью поддерживать актуальные остатки сразу на нескольких маркетплейсах.

Goods

Основная компетенция: Операции

Goods делает ставку на интернет-магазины. Goods работает по товарному фиду, то есть приходит на ваш сайт, для того чтобы забрать информацию о товарах к себе. Примерно как Яндекс.Маркет. Поэтому те продавцы, которые работают с Яндекс.Маркетом очень легко могут начать продавать на площадке.

Goods
Goods

Огромный плюс Goods-а это выплаты на следующий день после доставки товара покупателю. Поддержка с недавних пор работает хорошо, но продажи на площадке довольно низкие, хотя мне как покупателю она нравится.

Стратегия запуска

Итак, если вы размышляете с какого маркетплейса начать, то я предложу вам такой алгоритм:

1. Если вы производитель – заходите сразу на Wildberries

2. Если у вас есть свой интернет-магазин, который работает на Яндекс.Маркете, начинайте с Goods и затем переходите к Aliexpress

3. Во всех остальных случаях, начинайте с Озон. Также я рекомендую в любой ситуации Озон выбирать как вторую площадку. Продажи хорошие, информации о поведении покупателей много. Таким образом, вы можете лучше оптимизировать свой бизнес, получая данные от озона.

Моя же стратегия – продавать со своего склада сразу на всех площадках (ну кроме Wildberries, которая не работает по этой модели). Кстати вы тоже можете воспользоваться моим складом для продажи вашего товара сразу на Ozon, Goods, Beru. Об этом я писал в отдельной статье.

Когда соберётесь продавать на Озоне, пройдите мой обучающий курс – он позволит избежать вам ошибок на старте.

____________

Задавайте вопросы в комментариях, я на всё отвечаю!

Все статьи канала в одном месте для удобного поиска материалов.

Склад для продавцов на Маркетплейсах

Как снизить риски при продажах на марктеплейсах

Один год продаж на маркетплейсах

Продавать со своего склада на Озон стало сложнее

Регулирование цен на Озон