Найти тему
Netorika

КАК СДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ SEO ТРАФИКА НА САЙТ

Оглавление

Перед началом проекта или оптимизации сео-продвижения уже запущенного сайта стоит сделать прогноз потенциала трафика. Это не стопроцентное предсказание, которое обязано сбыться, а только примерные цифры, которые помогут сориентироваться, прицениться и принять решения. Расскажем, чем полезен прогноз трафика, и как сделать его правильно.

Факторы, которые влияют на объем трафика из поиска

1. CTR страницы — это соотношение количества показов к числу кликов по ссылке из выдачи. Чем выше CTR, тем больше трафика вы получаете. CTR зависит от позиции сайта в поиске. Самый высокий показатель у сайтов в первой тройке (20-40%), дальше он значительно снижается. На CTR также влияет то, насколько много в выдаче рекламы и поисковых колдунщиков

В Гугле по запросу «купить краску для волос» весь первый экран выдачи занят рекламой

На CTR можно влиять, меняя заголовок и описание, добавляя более привлекательный favicon, используя быстрые ссылки. Чем подробнее и полнее информация в сниппете, тем лучше  — добавьте адрес, цены, отзывы. Также положительно влияет наличие чата. Все-все возможности яркого оформления сниппета мы перечислили в этой статье

2. Популярность запроса. Информация о частотности — ключевая для расчета потенциала трафика. Cобираем ее помощью  Вордстата, KeyCollector. Чем выше частотность запроса, тем больше трафика он принесет. Но это в идеальном мире, где все прочие факторы и условия равны. На практике, запрос может быть частотным, но в выдаче слишком много рекламы и CTR хуже, чем по среднечастотным запросам. 

3. CTR запроса. Даже если вы в топ-1 выдачи, то не все пользователи, которые ввели запрос, перейдут на ваш сайт. Кто-то уйдет в рекламный блок или в каталог товаров, кто-то отправится в карты.

Яндекс по запросу «купить краску для автомобиля» сразу предлагает несколько точек недалеко от дома

Часть показов приходится на других сео-специалистов, маркетологов, владельцев сайтов. Такие показы иногда называют «шумом», они понижают общий CTR запроса.

4. Конкурентность запроса. Показатель помогает оценить сложность ключевой фразы. Формул для расчета много, но все они имеют одну основу  — соотношение количества страниц в выдаче и частности запроса. Рассчитать конкурентность можно с помощью Key Collector. В программе есть шаблонная формула KEI, но по желанию можно прописать свою. 

Как прогнозировать трафик сайта: 4 шага

Чтобы клиент за 5 минут узнал сколько примерно трафика и заявок он получит, мы сделали калькулятор рентабельности seo: https://adverbs.ru/calc_request/

Через запятую перечисляете интересующие запросы, указываете регион и средний чек и получаете прогноз заявок и переходов. 

1. Соберите семантику. Выбирайте ключевые слова с учетом целей и перспектив бизнеса. Останавливайтесь на запросах, которые дадут именно целевой трафик, а не просто тематический. Часть пользователей в вашей теме ищут информацию не для того, чтобы потом что-то купить, а просто «ради интереса». 

Пример: вы продаете часы. Потенциально целевой запрос: «как выбрать часы мужу в подарок».

Информационный запрос, который просто удовлетворяет любопытство: «когда появились первые наручные часы»

Если у вас сезонный товар, то лучше не ограничиваться только Вордстатом, он может упустить важные запросы. Воспользуйтесь базой Букварис или выгрузите данные из Вебмастера и Метрики за год.

Покажем, как это сделать на примере Яндекс.Метрики:

1. В меню слева выберите путь «Отчеты —> Стандартные отчеты —> Источники — > Поисковые запросы»:

2. Выберите период времени — год:

3. Откройте меню «Группировки» (оно будет под графиком), выберите пункт «Страница входа». Это нужно, чтобы видеть, на какую страницу привел запрос, соответствовал ли он ее теме и содержанию.

4. Вернитесь на предыдущую страницу. Нажмите на стрелочку загрузки справа и выберите формат для отчета.

5. Готово. Вот такую таблицу с запросами и URL вы получите в итоге.

2. Оцените спрос. Проще и точнее оценивать спрос через Вордстат, он дает конкретные цифры запросов за прошлый месяц. Планировщик ключей от Гугла показывает только примерные данные, причем в очень широком диапазоне (100-1000).

Оценивать нужно именно точное вхождение, для этого возьмите фразу в кавычки и поставьте восклицательный знак перед каждым словом. 

Если просто вбить фразу, то вы получите данные по показам, включающим в себя все «хвосты». 

Обратите внимание: число показов по запросу не равно числу посещений. Один пользователь может перейти на несколько сайтов из выдачи. Прогноз посещений можно сделать с помощью программы Key Collector.

Такую же процедуру нужно повторить по всем запросам, которые вы хотите продвигать, а затем суммировать получившиеся данные по частотностям. Если не хотите тратить время на ручной сбор, то попробуйте автоматические инструменты сервисов, например, «Парсер Вордстат» от PromoPult.

Учитывайте сезонность. На спрос может влиять сезон, особенно если ваши товары или услуги напрямую привязаны к нему (например, вы продаете вентиляторы, коньки или водите экскурсии по курортному городу). Посмотрите на график за прошлый год в “Истории запросов” Вордстата. 

На примере запроса «купить вентилятор» мы видим влияние сезонности на интерес пользователей. В пиковые месяца (май-июль) число запросов достигало 200-300 тысяч.

За ноябрь суммарное количество показов  — 96 517. Только небольшая часть запросов относится к вентиляторам, которые помогают бороться с жарой, остальные запросы приходятся на кулеры, вытяжки для печки и т. д. Еще одно напоминание о том, как важно правильно собрать семантику, исключив нецелевые и слишком обобщенные запросы.  

Для прогноза нам нужно получить среднее число показов по запросу. Возьмем более конкретный запрос  — «купить напольный вентилятор». За ноябрь всего 1900 показов. Переходим в «Историю показов», смотрим данные за два года: 

В пиковые месяцы  — 70-80 тысяч показов. Складываем все запросы за год или два, делим на 12 или 24 соответственно, получаем среднее значение. За период с 1.12.2018 по 30.11  среднемесячный показатель 12 361. 

Теперь мы можем рассчитать коэффициент сезонности  — для этого делим точное число запросов за конкретный месяц на наш средний показатель. Например, в июне 2019 года было 82 664 показа по запросу  — 82 664/12361= 6,68. Это наш коэффициент сезонности за июнь, то есть в этом месяце обычно в 6 раз больше показов. 

3. Спрогнозируйте позиции и CTR. Нельзя точно предсказать, на какой позиции окажется сайт, какой будет CTR. К счастью, для прогнозирования потенциала сео трафика это и не нужно, достаточно примерных значений.

Есть средние данные по распределению CTR в топ-10, ими можно пользоваться для расчета.

Чем выше частотность запроса, тем более четко выражено доминирование верхних позиций. По НЧ-запросам показы распределяются равномернее.

Если сайт не новый, то можно прикинуть будущий CTR по уже собранным ранее данным. Также допускается использовать значения из прошлых кейсов с похожими исходными. При расчете CTR важно исключить весь брендовый трафик — прямые запросы по названию компании или сайта, он будет завышать показатели.

4. Подсчитайте потенциальный трафик. Чтобы рассчитать трафик по запросу, нужно умножить его частотность на предполагаемый CTR. Например, если вы хотите попасть в топ-5, то возьмите среднее значение для 1-5 позиции и умножьте на количество показов запроса. Можно поиграть цифрами и рассчитать трафик только для первой или третьей позиции, посмотреть, что получится при разных показателях.

Что делать с данными из прогноза?

Важно понимать, что прогноз — это не точное предсказание. Рассчитывая трафик, мы используем усредненные показатели. Главная задача — примерно представлять себе, какой объем трафика даст SEO-продвижение. 

Данные из прогноза — это опора, а не цель. Вот несколько ситуаций, когда вы сможете принять решение, опираясь на полученные цифры:

1. Рассчитать спрос для новой позиции. Сделали прогноз по трафику с учетом добавлениях новых товаров — проанализируйте то, что получилось. Устраивает ли вас такой трафик из поиска в перспективе или нужны дополнительные каналы для промоутирования? 

2. Оценить рентабельность вложений в канал seo. Продвижение в поиске — это венчурные инвестиции: вкладываем сейчас, а получаем результат через 6-12 месяцев. Ученый инвестор на старте оценит риски и возможный профит. Допустим вы хотите завести блог и получать с него доход, тогда прогноз покажет на какой объем показов и переходов вы сможете рассчитывать. Если цифры кажутся недостаточными, то подумайте, что можно изменить в тематике, чтобы она получила больше внимание. Или может быть вашей основном аудитории вообще нет в поисковиках, а информацию в этой тематике люди привыкли получать из соцсетей?

3. Проконтролировать работу seo-специалиста. Прогноз обещает 10 000 посещений в месяц, а в результате работы агентства или частного специалиста сайт имеете всего 500. Хоть мы и отметили, что примерный расчет посещаемости не должен быть целью, но все же такой контраст говорит об упущениях. Имея на руках ориентир, вы можете уточнить у специалиста, что пошло не так, почему реальные цифры настолько отличаются от прогноза?