Больше года назад, я уже писал о швах ПВХ лодки. Но споры о том - "Какой шов на ПВХ лодке лучше - сварной или клееный" продолжаются до сих пор.
Возьму на себя смелость, ещё раз рассказать о плюсах и минусах каждого варианта (сварного и клееного). В комментариях - можем обсудить, если есть вопросы.
За ответом я пошел на производство ПВХ лодок. Мой старый товарищ, Александр Искуснов - согласился помочь в решении этого вопроса. Он конструирует лодки и руководит производством лодок фирмы "Тонар". Там мы и провели эксперимент:
Клеили и варили швы. А главное - раздирали потом, собранные швы и лодки. Задача - выяснить, какой шов лучше.
Сначала о том, как происходит процесс склеивания швов, на производстве. Затем - сварка. После - тесты на разрыв.
1. Склеивание шва: Края деталей лодки, перед склеиванием обрабатываются этилацетатом. Это необходимо для процесса галогенизации. После этого, вручную - наносится клей.
Дают 15 минут подсохнуть. Потом снова - наносят клей на обе поверхности. После - нагревают феном, для термоактивации клея. И - соединяют поверхности, прокатывают валиком. Через сутки лодка готова к использованию.
Минусы этого способа (склеивания): Основной минус - человеческий фактор! Один мастер старается, другой - не очень... Один густо мажет клей, другой - экономит...
В итоге мы можем получить две разных по качеству лодки, от одного производителя. Конечно, контроль качества на производстве - никто не отменял. Но, тем не менее...
2. Сварной шов: Здесь, на "Тонаре", давно делают лодки - именно таким способом. Мне показали две установки. Одна сваривает швы горячим воздухом. Ниже фото - как это происходит.
Сварной шов, сделанный по технологии "горячий воздух" можно отличить по лёгкому глянцу, который образуется по краю шва (от высокой температуры) - фото ниже.
Вторая установка, более современная, сваривает шов - горячим клином.
После такой сварки - шов выглядит идеально. Никаких потеков клея (как при склеивании) и никакого глянца (как при сварке горячим воздухом).
Теперь - будем рвать швы лодки! Проверим, что крепче - клей или сварка.
1. Сварной шов нам не удалось порвать. От усилия - расслоилась сама ткань. А в месте соединения - такой монолит, что его уже не разьединить.
2. Рвём клееный шов. На удивление - такой же результат! От усилия - разрушается сама ткань. Один её слой. отрывается от другого. А в месте склеивания - шов остаётся целым.
Вывод: Надёжность обоих швов (сварного и клееного) - в обычных условиях, одинакова. Если всё сделано качественно, по технологии. Но - есть нюансы... При высоких температурах, "на солнышке" ПВХ ткань лодки - может очень сильно нагреваться. Особенно тёмная и особенно та часть, что не находится в воде.
В таких условиях - клей на швах становится более пластичным и уже не так надёжно держит. А сварной шов не теряет свои свойства - и при вильном нагреве.
И ещё, очень важный момент: Если вам понадобится разобрать какую то деталь лодки (для ремонта или тюнинга) - сварной шов, в домашних условиях вы уже не сможете "расклеить". А склеенный шов - можно нагреть мощным феном и разобрать. Этот момент надо иметь в виду, выбирая лодку.
Если статья понравилась - жмите "палец вверх". Есть вопросы или отдельное мнение - пишите в комментариях, обсудим.