У меня год на год не приходится. В один год у меня почти все ученики имеют собаку, а в другой год мне попадаются только ученики с кошками. Так что в моей репетиторской практике чередуются собачьи и кошачьи годы.
Сначала расскажу о собаках в квартирах моих учеников. Обычно, когда я звоню в дверь, собака подбегает к двери первая и заливается громким лаем. Потом, как правило, её уводят, а уже затем открывают дверь. Многие люди, и я считаю, что это люди воспитанные, закрывают собаку в одной из комнат, когда приходит репетитор. Это вовсе не значит, что собака у них агрессивная. Тут другое. Люди не хотят, чтобы собака приставала к репетитору, беспокоила его. Хочу сказать спасибо таким людям. Правда, дети часто хотят показать мне свою любимую собачку и не понимают, зачем родители её изолируют.
Вообще я к собакам отношусь хорошо и к кошкам тоже. Когда я родилась, у нас дома был пёс Кадет, я росла рядом с ним, он был моим первым другом. Я в раннем детстве не могла представить себе жизнь без собаки. Дом без собаки казался мне унылым. Кошек мы завели позже, когда я стала взрослой. До этого были ещё хомяки, попугаи, черепаха... Много всякого зверья было, поэтому я отношусь к домашним животным с симпатией.
Однако когда звери вмешиваются в мои занятия с учениками, не всегда бывает приятно. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы звери не входили в комнату, где идут занятия. Но хозяева иногда думают по-другому или просто не обращают на это внимание.
Один раз, когда я пришла к новой ученице, я увидела большую овчарку на полу недалеко от нашего стола. Овчарка спала. Мама моей ученицы сказала, чтобы я не обращала на неё внимания, она всегда тут спит, это её законное место. Вот так мы и занимались при спящей собаке. Собака действительно была спокойной. Если уж она просыпалась, то она тихо выходила из комнаты и никого не беспокоила. Я её совсем не интересовала, поэтому конфликта между нами не было.
Но бывают и другие собаки, весьма приставучие. Они ласкаются, трутся о мои ноги, ставят лапы на коленки. Хозяева умиляются и ждут умиления от меня. Вот это неприятно, и не знаешь, как объяснить любящим хозяевам, что нужно убрать собаку, пока я занимаюсь с их ребёнком. А бывает и так, что собака стоит в коридоре и внимательно смотрит, как я надеваю сапоги. Хозяева говорят: "Вы её не бойтесь! Она не кусается!"
Однако её пристальное внимание меня беспокоит.
Теперь перейдём к кошкам. Эти товарищи более изобретательные и врываются к нам на урок самым необычным образом, например, падением со шкафа. У одной моей ученицы это происходило почти на каждом занятии. Мы занимались за столом, над которым находились полки с книгами. Кот спал на шкафу, свернувшись клубочком. И вдруг в самый ответственный момент занятия - хлоп! Кот прыгает прямо на тетрадь, в которой пишет ученица. Кошки умеют прыгать точно в цель. И ведь кот так тихо готовился к своему прыжку, что мы даже не замечали. И так почти каждый урок. Каждый раз я думаю, что в этот-то раз я замечу, что кот собирается прыгать. Но нет! Отследить, в какой момент это произойдёт, невозможно.
У другой ученицы кот не устраивал сюрпризов, а действовал открыто. Он просто подходил к столу, запрыгивал на него и ложился животом на тетрадь. Весь вид его изображал: "Вот вам я! Нечего заниматься посторонними делами, надо смотреть на меня!" Притом этот кот был таким красивым - просто очарование! Его выразительные глаза смотрели мне прямо в душу! Он носиком тянулся к моему носу. Я потом просто брала его на руки и спускала на пол. Но если уж он хотел поучаствовать в нашем уроке, он не отступал и снова прыгал на стол. Тогда мне приходилось просить ученицу унести его из комнаты и закрыть дверь. Конечно, потом из-за двери доносилось громкое и ритмичное "мяу".
И расскажу напоследок ещё об одном случае. Мы с мальчиком занимались математикой на кухне. Там же, на кухне, стояли мисочки для кошки. И вот однажды во время нашего занятия кошка заходит на кухню и идёт к своей миске. А в миске ничего нет, она пуста. И вот кошка сидит перед пустой миской и умоляющим взглядом смотрит на нас. Я продолжаю заниматься, но мне трудно сосредоточиться, я чувствую неловкость от этого просящего взгляда голодного животного. Вспоминаю сразу о своих кошках, у меня их две. У нас никогда не бывает, чтобы миски стояли пустыми, немного сухого корма всегда есть. Так и хотелось позвать хозяйку и попросить, чтобы она накормила животное, тогда мы бы могли спокойно заниматься.
Статьи из рубрики "Казусы из жизни репетитора":