Корабельные соединения не всегда имели авиационную поддержку, и строительство авианесущих кораблей стала актуальной темой еще в начале прошлого века.
Масштабная постройка полноразмерных авианосцев для ВМФ, способных нести классические истребители и штурмовики, не рассматривалась ни одной страной в мире, исключительно по финансовым соображениям. Необходимо было найти совершенно другое решение.
В послевоенные годы в ряде стран начались работы по созданию самолета с вертикальным взлетом и посадки, в том числе и в США. В 1956 году в Советском союзе летчик-испытатель Юрий Гарнаев впервые в СССР оторвал от земли экспериментальный аппарат, получивший название «ТУРБОЛЁТ».
Опыт, полученный на этом аппарате, лег в основу первого отечественного самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-36, который совершил свой первый полет в 1964 году.
Этот экспериментальный образец не устроил ВВС СССР, и разработка была признана бесперспективной. Но вот мало кто знает, что в США, на то время, уже был турбореактивный самолет с вертикальным взлетом и посадкой.
В середине 50-х годов прошлого столетия ВВС США заказали разработку и строительство самолета вертикального взлета и посадки фирме Bell. В начале 1956 года появился первый экспериментальный образец Х-14, который так и остался в единственном экземпляре.
Этот самолет собирали с использованием уже готовых узлов и деталей планера от других самолетов. Такое решение позволило значительно удешевить и ускорить разработку.
Самолет был оснащен двумя турбореактивными двигателями, которые по решению конструкторов разместили в передней части фюзеляжа. Для того , что бы самолет смог совершать вертикальный взлет и посадку, двигатель был оснащен поворотными соплами.
В законцовках крыла были интегрированы струйные рули, воздух для которых отбирался от компрессора двигателей. Летные испытания начались 1956 году, в ходе которых были успешно совершены переходы с вертикального полета к горизонтальному и обратно.
Получается, что в США первыми в мире подняли в воздух свой турбореактивный самолет с вертикальным взлетом и посадкой.
После всех пройденных заложенных программой испытаний, которые проходили в течение 3-х лет, ВВС США передали этот летный образец в NASA. Те в свою очередь несколько раз его модернизировали, в том числе и устанавливали более мощные и современные турбореактивные двигатели.
Этот самолет был использован в космической программе для отработки вертикального приземления и взлета спускаемых кораблей для лунной программы. Даже всеми известный летчик-испытатель и космонавт Луи Армстронг выполнял на этом самолете несколько испытательных полетов.
Модернизированной Х-14 стал отличной испытательной базой, как для ВВС США, так и NASA. Его использовали до 1981 года, возможно и могли еще использовать, он был поврежден при посадке, после которой просто не подлежал восстановлению.