Мнемоника – совокупность приемов запоминания информации. Существуют её разные виды, например, всем известная фраза для запоминания цвета «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» тоже вид мнемоники, построенной на логическом соответствии. Но в этой статье я хочу рассказать о визуализации и создании образов для запоминания.
Немного истории
Мой интерес к мнемонике возник из желания облегчить запоминание паролей. Нашел такой способ: выбрать несколько строк из стихотворения и записать в ряд первые буквы каждого слова на латинице:
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать». (А.С. Пушкин - Письмо Татьяны к Онегину)
yakvpchzhbchyamestyazvvvmpn
Если не знать в чем хитрость, то никто не сможет запомнить ваш пароль.
Углубляясь в секреты памяти, я нашел, на мой взгляд, лучший учебник по этой теме – «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», М. Зиганов, В. Козаренко. Этот труд состоит из теоретической и практической частей. Рекомендую сразу начинать с практики, т.к. как она включает уже минимальную теорию.
Немного позанимавшись я смог достичь неплохих результатов:
- Запомнил больше 20 телефонных номеров своих одногруппников;
- Выучил 50 новых иностранных слов за день;
- Привык к регулярному использованию этих навыков в повседневной жизни.
Для многих изучающих иностранный язык, пункт о 50 новых слов может показаться очень соблазнительным. Расскажу о плюсах и минусах этой техники.
Эффективность мнемоники
Кажется, что 50 выученных слов за день - очень хороший результат, однако это только поверхностный взгляд. Во-первых, возможности мнемоники ограничены. С их помощью хорошо запоминаются существительные, которые легко представить (кошка, дом, машина и т.п.). С абстрактными понятиями все сложнее – трудно визуализировать такие слова как «красота», «предательство», «дружба». Во-вторых, даже если мы запомнили много существительных, мы все равно недостаточно хорошо их проработали, т.к. не разобрали другие части речи – прилагательные, глаголы, наречия. А еще существуют устойчивые фразы, правила употребление предлогов и т.п. Например:
- с помощью мнемоники мы запомнили существительное “threat”. А еще есть прилагательное “threatening”, глагол “threaten” и наречие “threateningly”. И это еще не все. Глагол “threaten” используется с разными предлогами, в зависимости от контекста:
- He threatened to take them to court.
- Doctors are sometimes threatened with violence if they don’t do what patients want.
(примеры взяты с https://www.ldoceonline.com/)
В-третьих, знание одних существительных лишает вас возможности создавать полноценные предложения. Поэтому изучение разных слов увеличивает ваши разговорные и смысловые навыки в языке.
В-четвертых, этот метод подходит только для устного использования. Вряд ли вы запомните написание новых слов.
Так может ли мнемонические приемы быть полезными? Да, и сейчас я объясню как именно.
Применение мнемоники
Мнемонику следует воспринимать как нечто вспомогательное. Например, вы едете в метро и читаете что-то на английском. Встретив незнакомое слово, вы можете либо записать его в тетрадь/смартфон, либо зафиксировать с помощью приемов визуализаций и ассоциаций. Последний способ имеет свои преимущества – вы меньше отвлекаетесь от чтения и меньше тратите время. Иначе говоря, с помощью этого в вашей голове создается некое подобие черновика, слова из которого нужно будет отработать позже. Конечно, необходима практика для легкого использования мнемоники, но это не очень сложно и долго.
Приведу пример: в вашем тексте встретилось незнакомое слово “wheat”, которое переводится как «пшеница» и читается /wiːt/. Как это можно визуализировать? Представляем поле с пшеницей, в центре которого находится логотип телекомпании «Вид».
Само поле означает существительное, которое мы хотим запомнить, а логотип помогает запомнить произношение.
Согласен, ситуация нездоровая, но теперь вы вряд ли забудете это слово. Заметьте, что и здесь не все идеально: произношение /wiːt/ и «вид» очень отличаются, поэтому это только как вспомогательный элемент, когнитивный костыль. Но этого достаточно для первой фиксации слова в памяти, и при следующем обращении, мозг сам корректно воспроизведет его. А вы ему поможете, если «честно» проработаете это слово.
Выше я описал первый этап запоминания с помощью мнемоники – берете существительное, визуализируете его и по возможности соединяете с созвучным по произношению элементом (wheat – Вид). Второй (и последний) этап – запоминание последовательности. Если вы будете случайным образом запоминать слова, которые встретились в тексте, то вряд ли сможете осознанно и быстро вспомнить, сколько и какие именно нужно выписать и проработать. Поэтому необходим «якорь» для этих слов.
Для запоминания последовательности применяется метод пространственного воображения. Это метод имеет много названий: метод Цицерона, Чертоги разума и т.п. Очень прост и эффективен. Необходимо представить какой-либо хорошо знакомый вам объект. Например, письменный стол в вашей комнате, автобусная остановка и т.п. Можно также использовать хорошо известные вещи, которые по смыслу связаны со словами, которые вы запоминаете. В случае с английским языком, можно использовать американскую Статую Свободы.
Алгоритм следующий:
- Выбираем объект, на который будем накладывать наши слова (Статуя Свободы)
- Выделяем в этом объекте 5 частей (сверху вниз, например)
- Каждая отдельная часть будет вмещать себя 5 новых слова. Итого: 25 слов на одном объекте (Статуя Свободы)
Теперь объясню сложные, на первый взгляд, моменты.
Пункт 2. Что значит выделить 5 частей объекта, почему именно 5 и обязательно ли сверху вниз?
- Дробление нашей Статуи Свободы на части поможет последовательному запоминанию и исключит смешивание новых образов.
- Почему 5? Необязательно 5, можно меньше или больше, но для меня 5 частей - оптимально.
- Почему сверху вниз? Старайтесь последовательно распределять части в объекте, это также поможет не запутаться в образах. В случае со Статуей Свободы, последовательность сверху вниз мне кажется самой удобной.
Как это выглядит?
Пункт 3. Как привязывать новые слова к образу
- Представляем первую выделенную часть Статуи Свободы – факел. Мысленно представляем, что там вместо пламени (первая часть образа) наше уменьшенное пшеничное поле с логотипом Вид.
- Второе новое слово, которое мы хотим запомнить – “crown”, «корона».
- Сейчас нужно внедрить образ короны в наш первый образ (пшеница). Для этого, например, представляем, что корона расположилась где-то с правой стороны поля.
Как нужно вспоминать новые слова?
Начинаем с нашего ключевого образа – Статуи Свободы – разделяем на 5 частей – вспоминаем первую часть (факел) – вспоминаем, что вместо факела пшеничное поле с логотипом Вид – вспоминаем, что еще на поле находится корона. Под "вспоминаем" подразумевается представляем, т.е. в вашей голове должны возникать реальные образы.
Статуя Свободы – Факел – Поле – Корона – (третье слово) – (четвертое слово) – (пятое слово)
- Затем возвращаемся к образу Статуи Свободы и вспоминаем нашу выделенную вторую часть (голова). Также накладываем слова на вторую часть (голову).
Таким образом, этот прием напоминает матрешку – каждое визуализированное слово содержит еще одно.
Вывод
Мнемоника действительно может помочь в запоминании новой лексики. Вышеописанный пример со Статуей Свободы способен вместить в себя 25 новых слов. Но не забывайте, что этот метод не является панацеей, и вам все равно придется «честно» прорабатывать новый материал.
Есть что добавить? Пишите в комментариях.