Недоверие людей к страховым компаниям - это очень логичное и обоснованное явление. Но для начала давайте уточним, что и страховые компании имеют полное право относиться к людям скептически. То есть, недоверие всегда будет присутствовать с двух сторон, а не только - клиента.
Например, когда человек приходит с деньгами в страховую компанию, то компания встречает их с распростертыми руками и улыбается. А когда клиент неожиданно хочет забрать свои деньги, увеличенные в десятикратном размере, то она много раз переспрашивает клиента, чтобы убедиться, уверен ли он в своем решении или нет, потому что для компании такие резкие решения клиента объявить страховой случай чаще всего оказываются нежелательными. Следовательно, чем больше таких нежелательных страховых случаев, тем страховые компании начинают все более скептически относиться к клиентам.
Клиенты умудряются разными способами обмануть страховые компании:
- До изменения курса доллара в 2014 году, и цен на запчасти ситуация была такой: коэффициент бонус-малус, который дает скидку - 5% за каждый год безаварийной езды, был в свободном ценообразовании, т.е. не было единой системы учета КБМ. Это значит, что если ездить без аварии 10 лет, то можно было получить скидку в 50% от страховой компании. В таком случае клиенты иногда лукавили и говорили, что они уже много лет ездят без аварий, хотя на самом деле аварии все-таки были.
- Также существует коэффициент территории, который влияет на стоимость страховки. В разных районах он может отличаться. Например, в Нижнекамском районе он составляет 1.1, а в Казани 2, соответственно, клиент может в 2 раза дешевле заплатить за страховку, указав в онлайн форме другой регион. Сейчас этой возможности уже нет.
Ситуация напоминает болото – люди думая, что страховая компания их обманывает, начинают также обманывать страховую компанию. Если бы этого не происходило, то компании могли бы оплачивать запросы клиентов сразу. Давайте подробнее рассмотрим данную цепочку действий:
- люди обманывают страховые компании
- страховые компании не получают достаточно денежных ресурсов, хотя рассчитывают степень риска с учетом достаточного получения бюджета, надеясь на добросовестных клиентов
- однако этого не случается, и компаниям приходится не доплачивать клиентам.
Хотелось бы еще отметить, что на данный момент страховые компании стали намного клиентоориентированными, чем были в 90-х. Также произошел скачок в законодательном плане: закон встал на сторону страховых компаний благодаря их усилиям и упорству. Когда страховой бизнес только появлялся в России в 90-х годах, много чего было неизвестно. Компании не знали, как использовать КБМ, как определить, сколько лет клиент ездил без аварий и т.д. В нынешнее время эти вопросы уже решены. Раньше клиент в случае нехватки денег на выплату имел право судиться со страховой компанией, а сейчас, в наше время, он судится с виновником происшествия.
В своей каждодневной практике я встречаюсь с явным законодательным преимуществом в пользу страховых компаний, чем они с удовольствием пользуются и осознаю – если эту ситуацию не менять, то клиенты просто вообще доверять страховым компаниям и перестанут страховаться.
Ситуация последних 20 лет создала абсолютно непрозрачную модель страхового рынка, и эту ситуацию пора менять.
Чтобы люди стали больше доверять страховым компаниям, например, как в Европе, нужно поднимать благосостояние народа и вносить изменения в законодательство, почаще вставая на сторону наших граждан.
Давайте еще обратимся к примеру в США и Европе. Там людям в случае аварии возмещают убытки путем предоставления другого автомобиля на время. Также во время пандемии многие европейские компании возместили людям период неиспользования автомобиля на самоизоляции, т.к. в карантин не нужно было пользоваться машиной и, соответственно, аварий не происходило.
К сожалению, в России это пока не практикуется.