Продолжаем изучать азы фотографии, чтобы в нужный момент не упустить свой кадр мечты. В прошлых статьях статье мы говорили
- о выдержке
Как обычно, сначала немного теории, а в конце практическое задание.
Диафрагма
Диафрагма – конструктивный элемент объектива камеры, регулирует количество света, проходящего сквозь линзу на чувствительный элемент фотоаппарата. Обозначается диафрагма числом после буквы f/ и чем меньше цифра, тем больше отверстие. Диапазон значений зависит от конкретного объектива.
Вернёмся к нашему ручью, мы попробовали сфотографировать его на длинной выдержке и, вероятнее всего, получили совершенно засвеченный кадр. Теперь меняем диафрагму в сторону увеличения, например, ставим f/22. В итоге наш ручей размыт благодаря выдержке и не пересвечен благодаря зажатой диафрагме.
Фотографируя ручей на очень короткой выдержке, диафрагму открываем полностью, установив минимальное значение, допустим у вашей камеры это f/2.8. Таким образом, в кадр попадает света столько, сколько нам необходимо, и фотография не выглядит слишком тёмной. Однако теперь, вероятнее всего, чётко видно только несколько капель, на которых мы сфокусировались, а задний и передний планы сильно размыты. Так произошло потому что величина диафрагмы прямо влияет на глубину резкости (ГРИП). И эта особенность является очень хорошим инструментом для создания интересных снимков. Например:
На цветок села умопомрачительная бабочка и мы не можем её не снять. Однако на фоне нашего цветка находится некрасивый старый забор. Выход прост - нам нужно очень сильно размыть фон, чтобы от него остался лишь цвет. Устанавливаем диафрагму в максимально открытое положение, то есть на минимальную цифру f/, не забывая при этом о выдержке, её необходимо укоротить, чтобы не засветить кадр. Как итог в кадре замечательная бабочка на цветном фоне и ничего лишнего.
Сфотографировали бабочку, надо и друга сфотографировать на фоне забора, однако ограждение строил он сам и хочет этим похвастать. Чтобы в кадр попал и друг и забор и даже дом на дальнем плане, глубину резкости нужно сильно увеличить. Для этого диафрагму зажимаем, установив значение, например f/18. Теперь в кадре все объекты попадают в глубину резкости.
Практическое задание № 3. Размыть ненужное, показать важное
Для начала скачайте какую-нибудь пёструю картинку с контрастными элементами и, после того как дочитаете абзац, откройте её на весь экран. Теперь вам понадобится любой интересный объект, размером приблизительно с зажигалку. Расположите его на расстоянии около метра от экрана. Фотоаппарат расположите на минимальном фокусном расстоянии от вашего предмета так, чтобы фоном служила пёстрая картинка. Полностью откройте диафрагму, установив наименьшее значение, например f/1.8, не забудьте скорректировать выдержку, чтобы экспозиция была верной. Сфокусировавшись на вашем объекте, вы получите снимок с интересно размытым фоном. Попробуйте разные изображения для фона, разные объекты, меняйте расстояние от объекта до фона и камеры.
Снова вспомним про друга стоящего у забора. Только теперь представим, что день был пасмурным, а штатива у нас нет, поэтому выдержку нельзя поставить короткую, иначе из-за шевелёнки смазывается вся фотография. Друг требует сфотографировать его прямо сейчас, солнца ждать не приходится, и нам на помощь приходит третий инструмент фотографа – чувствительность или ISO.
Делитесь результатами третьего задания в комментариях!
А в следующей статье продолжим изучение основ любительской фотографии, подписывайтесь на канал