Дорогие подписчики, хочу предложить Вам фрагмент моей работы по изучению истории семьи Даниловых, проживавшей в XIX-м веке во Владимирской области. В случае Вашей заинтересованности, могу выполнить изучение родословной и вашей семьи. Мои контакты: al.gorsky@mail.ru
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РОДОСЛОВНОЙ
СЕМЬИ ДАНИЛОВЫХ
Выполнил:
кандидат исторических наук
Горский Александр Сергеевич
Москва, 2020
Объектом данного исследования стала родословная семьи Даниловых из деревни Слободки Рогачевской волости Александровского уезда Владимирской губернии. Деревня Слободка относилась к церковному приходу Бужаниново, и предки семьи Даниловых, судя по метрическим записям, являлись прихожанами данной церкви. Родословная линия семьи Даниловых насчитывает девять поколений. Фамилия за этой семьей окончательно закрепилась около 1888-го года.
Основные источники исследования были обнаружены в Государственном архиве Владимирской области, ими стали ревизские сказки деревни Слободки и метрические книги села Бужанинова, где находился приходской храм. Также в работе были использованы такие источники как писцовая книга села Бужанинова, составленная между 1626-м и 1631-м годами, геометрический специальный план села Бужанинова от 1818-го года и «Дело об устроении в селе Бужанинове каменной церкви с колокольней» от 1823-го года.
Исследователями была проведена кропотливая работа по изучению истории семьи Даниловых, живших во Владимирской области в начале XIX-го века. В ходе изысканий было установлено, что род Даниловых берет свое начало от крестьянина Максима, проживавшего в середине XVIII-го века в деревне Слободке Александровского уезда Владимирской губернии. Первое упоминание в документах Государственного Архива Владимирской области имеется о его сыне, Матвее Максимове (1758-1814) от сентября 1811-го года, о чем есть записи в ревизской сказке как от 11-го, так и от 16-го годов[1]. Именно они стали основой и отправной точкой данного исследования.
Матвей Максимов был женат на крестьянке Феодосии, и от их брака, согласно тем же ревизским сказкам, а также метрическим книгам, были рождены сыновья Леонтий (1783-1855) и Даниил (1787-1840) Матвеевы. Также в семье Матвея Максимова жили три пасынка (сыновья Феодосии от предыдущего союза): Игнатий (1769-1830), Петр (1777-1840) и Трофим Прокофьевы (последний был отдан в рекруты в 1804-м году).
В некоторых метрических записях, как например, в записи о рождении сына Ивана, Даниил Матвеев называется Даниилом Ивановым:
«[о рождениях] № 1 3/7 января
Имена родившихся: Иоанн
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: Александровской округи, прихода села Бужанинова, казенной деревни Слободки крестьянин Данила Иванов и жена его Прасковья Климентова.
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: той же деревни крестьянин Иван Иванов.
Кто совершал таинство крещения: священник Платон Семенов, диакон Иван Яковлев, дьячок Александр Павлов, пономарь Сергей Андреев»[2].
В то же время, в записи о смерти того же младенца Иоанна, который умер 7 месяцев отроду, говорится уже о крестьянине деревни Слободки Данииле Матвееве[3]. Можно сказать, от Даниила Матвеева и берет свое начало род Даниловых. Даниил был женат на Прасковье Климентовой (1791-1852), от их брака родилось 6 детей, большинство из которых умерло во младенчестве: Анастасия Данилова (1811-?), Трофим Данилов (1816-?), Иван Данилов (03.01.1823-06.1823)[4], Петр Данилов (1827-06.09.1842)[5], Яков Данилов (22.10.1828-03.10.1829), Дмитрий Данилов (22.10.1828-01.07.1829).
Именно Трофим Данилов является первым из рода Даниловых с одноименной фамилией, он был женат на Домне Григорьевой. Об их семье сведений практически не сохранилось.
Семья Даниловых жила в деревне Слободке Александровского уезда Владимирской губернии, Даниловы являлись прихожанами храма села Бужаниново, которое ныне относится к Сергиево-Посадскому району. История церкви в селе Бужаниново начинается вместе с историей самого села. В раздельной записи братьев Зворыкиных 1543 года упомянута и церковь «Никола Чудотворец да придел Иван Святый, списатель листовицы». При церкви служил священник Лаврентий Романов. Надо полагать, что во время нашествия поляков деревянная церковь была разрушена и построена снова, так как с 1627 года в писцовых книгах придела святого Иоанна Лествичника уже не значится. В Российской Государственной Библиотеке сохранилась выписка от начала XVII-го века, времени правления Михаила Федоровича Романова (а именно, между 1626-м и 1631-м годами). В ней говорится следующее: «А в селе церковь Николы Чюдотворца древяна клецки. А в церкви деисус и двери царския, и образы местныя, и ризы, и книги, и всякое церковное строение монастырское… Пашни монастырские, что пашут на монастырь детеныши и крестьяня взгоном худые земли шестьдесят чети. Да перелогом дватцать чети, да лесом…»[6].
В 1823-м году пасынок Матвея Максимова, Игнатий Парфенов, принимал участие в постройке в селе Бужаниново каменной церкви Николая Чудотворца взамен двух деревянных церквей. Об этом также имеется источник в архиве Владимирской области:
«1823 года, февраля 7-го дня Александровской округи, казенного ведомства Полиносовского участка села Бужанинова приходские люди, оного ж села крестьяне: выборный Афанасий Григорьев, Кирилл Кузмин, Гаврило Захаров, Кузьма Гаврилов. […] деревни Слободки Алексей Иванов, Игнатий Прокофьев, Иван Иванов; […] и все приходские люди оного села священнику Платону Семенову со старостой церковным, деревни Леонова крестьянином Семеном Парфениевым, с общего своего согласия дали сей приговор в том, что мы желаем вместо состоящих при нашем приходе двух деревянных церквей — холодной во имя Николая Чудотворца, и теплой во имя Богоявления Господня, устроить вновь каменную настоящую во имя Николая Чудотворца, а предельную во имя Богоявления Господня и с колокольнею, на имеющуюся кошельковую сумму церковную с пособием сбора от доброхотнодателей. Мы же, прихожане, со своей стороны при сем даем обязательство в следующих пунктах: 1. кирпичные заводы и при оных шатер построить нам, и при том из своего леса; 2. сколько потребно будет дров для обжига кирпича на всю церковь и колокольню, оные от себя так же поставлять безостановочно; 3. бревен и слег для подвязей, подмосток, кружал, стропил и других потребностей церкви от себя также поставить потребное количество; 4. всякие материалы, к строению церкви принадлежащие, как то: дикой камень, известь, песок, кирпич, железо и пр. поставлять к церкви на своих подводах; и прочих работах, до нас касающихся, отнюдь остановки не чинить; 5. с каждой ревизской души каждогодно собирать в пользу церкви по получетверику ржи и по получетверику овса до совершенного окончания церковной работы; 6. сверх сего учиненное нами пожертвование от нас доброхотное, состоящее в тысячи рублях денег и в тысячи трехстах аршинах холста, если дано будет позволение на устроение каменной церкви, собрать и взнести в церковную сумму, и во всем вышеписанном сим обязуемся»[7].
В 1830-м году храм был освящен. В церкви до сих пор два престола: центральный — в честь Святителя Николая Чудотворца, и боковой — в честь Богоявления. Церковь является историческим памятником, выполнена в архитектурном стиле ампир, характерным для первой половины XIX-го века. В теплом приделе иконостас поставлен в 1842-м году на средства благотворителя Александра Степановича Острякова. С 1841-го года в Никольском храме служил священник Иоанн Николаевич Крылевский. В 1860-м году он открыл для крестьянских детей школу грамотности в своем доме. А с 1863-го года священником в храме был Андрей Никифорович Соколов.
Но от истории села вернемся к потомкам Матвея Максимова. Как мы писали выше, в семье Матвея были не только его родные дети, но и пасынки: Петр, Трофим и Игнатий (дети от первого союза его жены, Феодосии, они приходятся сводными братьями Даниилу и Леонтию Матвеевым). От одного из них, Игнатия Прокофьева (1769-1830), в свою очередь, берет начало род Игнатьевых, а от его брата Петра, - род Петровых, соответственно. О роде Игнатьевых также имеется ряд метрических записей в Государственном архиве Владимирской области, в них говорится о рождении, крещении и смерти дочерей Ильи Игнатьева: Анны и Матроны от оспы и «неизвестной болезни»[8].
У Леонтия же Матвеева, сына Матвея Максимова и родного брата Даниила Матвеева, согласно ревизской сказке деревни Слободки, был один приемный «незаконнорожденный» сын – Леонтий Леонтьев (1810-?)[9]. Всех этих младенцев, согласно метрическим книгам, крестил и отпевал священник села Бужаниново Платон Семенов, а помогали ему в этом диакон Иван Яковлев и пономарь Сергей Андреев.
Таким образом, род Даниловых, берущий свое начало от Даниила Матвеева, сына Матвея Максимова, проживал первоначально в деревне Слободки Александровского уезда Владимирской области. Практически все дети Даниила Матвеева умерли в младенчестве, и только Трофим Данилов заключил брак с Домной Григорьевой и родил детей. Именно за его потомством и закрепилась фамилия Даниловых.
[1] Ревизская сказка деревни Слободки Александровского уезда Владимирской губернии за 1811 г./ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 257. Л. 438–439; Ревизская сказка деревни Слободки Александровского уезда Владимирской губернии за 1811 г./ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 320. Л. 546 об.–547.
[2] Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1823 г./ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 33 об.–34.
[3] Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1823 г/ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 47.
[4] Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1823 г/ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 47; Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1823 г./ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 33 об.–34.
[5] Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1825 г/ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 67 об.
[6] Фрагмент писцовой книги Верхдубенского стана Переславского уезда/ НИОР РГБ. Ф. 301. I. Рукопись 635. Л. 206 об.–207.
[7] Приговор крестьян села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии о построении в селе каменной церкви/ ГАВО. Ф. 556. Оп. 108. Д. 1012. Л. 4–5.
[8] Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1822 г./ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 39; Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1822 г./ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 19, 31; Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1825 г/ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 69 об.; Метрическая книга Николаевской церкви села Бужанинова Александровского уезда Владимирской губернии за 1826 г/ ГАВО. Ф. 590. Оп. 1. Д. 239. Л. 82 об.
[9] Ревизская сказка деревни Слободки Александровского уезда Владимирской губернии за 1811 г./ ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 257. Л. 438–439.