Кучка отщепенцев, которые «молятся» на «иконы» предателей, вероятно, найдется в любой стране. Но там их надо поискать. У нас же они действуют в открытую, восхваляя «власовцев» и прочих негодяев.
Они сражались с коммунизмом? Нет, конечно, они были карателями своего народа, спасавшими свою шкуру и искавшими личной выгоды.
Писателя и публициста Марка Алданова трудно упрекнуть в симпатиях к большевизму, в белоэмигрантской среде он был заметной фигурой. Вот, что он писал через три года после окончания войны:
«Человек, воевавший на стороне Гитлера, мог надеяться только на то, что в России ужасающий строй будет заменён другим, ещё более ужасным. Некоторые бывшие друзья гитлеровцев теперь совершенно серьёзно утверждают, будто они рассчитывали сначала с помощью Гитлера уничтожить большевизм, а затем освободить Россию от гитлеризма уже каким-то другим, очевидно, им известным способом. Я не сомневаюсь, что у 99 из 100 никакого такого расчёта не было и быть не могло. Если же такой расчёт был, то он в лучшем случае свидетельствует о бесконечной политической простоте и наивности».
Алданова, кстати, неоднократно выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе (понятно, что не Союз советских писателей). Но он так и не удостоился этой чести. Удостоился Солженицын. (Может именно из-за разницы в отношении к коллаборационизму?)
Во время Второй мировой войны коллаборационисты были даже среди евреев (но не дивизии СС, о которых недавно ляпнул один украинский политолог или политолух).
Предатели были и в рядах наших союзников – Великобритании, США и прочих. После войны их также ждало заслуженное возмездие (в зависимости от степени вины, конечно). Повсюду тех, вина которых была признана наиболее тяжкой, также, как и в СССР, казнили.
Британцы на службе нацистов и их конец
Джон Амери (John Amery) – сын видного политического деятеля Лео Амери, который во время войны в правительстве Черчилля занимал пост Государственного секретаря по делам Индии и Бирмы. Потерпев очередное Банкротство на родине, в 1936 году Джон Амери уехал в Париж, где познакомился Жаком Дорио (Jacques Doriot), который до 1934 года был одним из самых влиятельных людей во французской компартии, но потом был исключен из ее рядов и стал симпатизировать Гитлеру (во время войны он будет воевать на стороне нацистов). Дорио и Амери вместе посетили нацистскую Германию, фашистскую Италию и Австрию (где в то время установился режим Курта Шушинга, ориентировавшийся на Муссолини, деятельность прогерманских нацистов, коммунистов и социал-демократов была под запретом). Во время Гражданской войны в Испании Джон Амери был как-то связан с франкистами, но история мутная, не проясненная.
После разгрома и оккупации Франции Амери оказался на территории «вишистской Франции». В 1942 году он отправился в Берлин, где выступил с инициативой создания британского подразделения в составе СС. Ему даже устроили встречу с Адольфом Гитлером. Амери стал вести на радио пропагандистские программы и получил карт-бланш на создание британского легиона СС. Но организатор из него получился никудышный – в лагерях военнопленных он сумел сагитировать лишь одного британца. В октябре 1943 года СС отказалась от его услуг, в качестве вербовщика (не отказавшись от самой идеи). Амери продолжил свою работу радиокомментатора. В конце 1944 года, его перебросили в Северную Италию, где потерпевший крах Муссолини создал Итальянскую социальную республику (Республику Сало). Но и ей скоро пришел конец, а Джона Амери захватили итальянские партизаны-антифашисты из бригады Гарибальди. Сначала они его хотели казнить, но потом передали британцам.
Его судили за измену в Лондоне, приговорили к смерти и повесели 19 декабря 1945 года.
Уильям Джойс (William Joyce), получивший прозвище Лорд Хо-хо (Lord Haw-Haw). Родился в США, но потом его семья перебралась сначала в Ирландию, а затем в Англию. (Его отец был ирландским католиком, а мать англичанкой протестантского вероисповедания). В Ирландии во время Гражданской войны Джойс, будучи несовершеннолетним, был завербован Британской армией в качестве курьера, что едва не стоило ему жизни. Затем он переехал в Англию, где присоединился к Британскому союзу фашистов Освальда Мосли, в котором благодаря своим ораторским способностям очень быстро занял одну из ключевых ролей. (Позже даже Мосли осудит Джойса, ка предателя). В 1939 году, перед самым началом войны, Джойс эмигрировал в Третий рейх. В Берлине он долго не мог найти работу, и только в 1939 году ему удалось устроиться на радио. В 1940 году он получил немецкое гражданство. На радио он работал не только комментатором, но и сценаристом. Помимо радиовещания, в обязанности Джойса входило сочинение пропагандистских материалов для распространения среди британских военнопленных, в целях вербовки в Британский свободный корпус войск СС. Изначально Джойс вещал анонимно, но затем раскрыл свое настоящее имя слушателям, иногда представляясь «Уильям Джойс, иначе известный как Лорд Хо-хо» (еще раньше его по голосу опознали бывшие товарищи по Британскому союзу фашистов). «Лордом Хо-хо» Джойса прозвали за насмешливый, саркастический, но в тоже время угрожающий и гнусавый тон. Последняя программа Джойса, вышедшая в эфир 30 апреля 1945 года, имела другой тон – «Лорд Хо-хо» был совершенно пьян и бормотал что-то бессвязное, осыпая Англию упреками, что она вторглась на территорию Германии и несколько раз напомнив об угрозе со стороны СССР. Неизвестно, успела ли передача выйти в эфир, но ее запись сохранилась. Запись программы заканчивается нацистским приветствием.
Арестовали Джойса в конце мая 1945 года совершенно случайно, не подозревая кто это. В Англии его судили за измену. Он пытался отпираться, строя защиту на том, что он гражданин Германии (прошедший натурализацию) и США (по праву рождения), а от подданства Великобритании добровольно отказался. Уловка на прошла – на радио Джойс стал работать, когда еще не получил германского гражданства, то есть будучи подданным короля. Его приговорили к смертной казни и казнили 3 января 1946 года.
После долгих усилий СС все же удалось сформировать Британский свободный корпус (Britisches Freikorps, British Free Corps). Всего в него в разное время записалось около 50 человек (включая военнослужащих доминионов Британии, захваченных в плен), но некоторые лишь на несколько дней. По всей видимости его численность никогда не превышала 27 человек одновременно. Еще несколько подданных британской короны служили в пропагандистском отряде «Штандарт СС «Курт Эггерс»» (SS-Standarte Kurt Eggers).
Не все из них были предателями, Джону Брауну удалось наладить контакты с британской разведкой, передавать в Лондон важные сведения, а после войны он содействовал разоблачению Уильяма Джойса, Джона Амери и им подобных.
В последние дни войны некоторые успели «опомниться» и принять участие в боях с нацистами, но все же они предстали перед трибуналом (например, Фрэнсис Мэтон и новозеландец Рой Курландер).
Британский свободный корпус был создан слишком поздно, чтобы принять участие в боевых действиях. Точнее сказать, его формирование затянулось, при этом, надежды СС на создание чего-то более-менее похожего на полноценное воинское подразделение не оправдались. Оптимистичные немцы заготовили 800 ваффен-эсэсовских мундиров, с петлицей, украшенной тремя львами и щитом Юнион Джек на рукаве, а также нарукавные повязки «Британский свободный корпус» готическим шрифтом. Однако корпус все же принял боевое крещение. Британцев передали в подчинение 11-й Добровольческой Панцергренадской дивизией СС Nordland под командованием бригадефюрера Йоахима Циглера, которая состояла в основном из скандинавских добровольцев и действовала в составе III танкового корпусу СС под командованием обергруппенфюрера Феликса Штайнера. 22 марта 1945 года они приняли участие в боестолкновении с частями Красной Армии. Потом их перебрасывали с места на место, но вскоре войне пришел конец. Пришел конец и британскому отряду СС, хотя почти никто из него серьезно не пострадал. Многих полностью освободили от ответственности, некоторых приговорили к тюремному заключению и каторжным работам, а смертные приговоры в последствии смягчили.
Легким испугом отделался даже Фрэнк Макларди (Frank McLardy), известный тем, что он стал первым британским солдатом, перешедшим на сторону Третьего Рейха. В Британском свободном корпусе он отвечал за пропаганду в звании унтершарфюрера СС. Однажды в апреле 1944 года его лекция закончилась кулачной потасовкой между идейными нацистами и теми, кто чувствовал себя обманутым (потом они добровольно попросили вернуть их в лагерь военнопленных). Макларди характеризовали как «способного и умного», но в тоже время «физически и морально трусливого», при этом подчеркивались, его антисемитские и русофобские настроения, а также фанатичный нацизм. Макларди приговорили к пожизненному заключению, которое заменили 15-летним сроком, из которых он отсидел семь лет.
К «самому легкому сроку, вынесенному любому предателю» (по словам одного историка) – девятимесячному заключению был приговорен Кеннет Берри (Kenneth Berry). 14-летним, прибавив себе год, он завербовался на работу в торговом флоте. В 1940-м году судно, на котором он находился было потоплено немецким кораблем, и 15-летний пацан попал в плен. Из первого лагеря во Франции он бежал, но затем был пойман и сдал тех, кто помог ему в побеге. Больше в лагере военнопленных с ним никто не разговаривал. Перейти на службу в формирующееся подразделение британского СС, его уговорил еще Джон Амери. В 1945-м ему было 20 лет, он был задержан, его личность была установлена и Берри был передан в руки правосудия. От сурового наказания его спасла, характеристика следствия: «молодой дурак, который не ведает что творит» (a young fool who did not know what he was doing).
Конечно, это не все случаи казней и помилований за измену и предательство, вынесенные британскими судами и трибуналами в ходе и после войны.
Можно говорить о том, что советское правосудие было безжалостным к предателям и изменникам (которых некоторые считают патриотами-антисоветчиками). Но сравнивая потери, потери в ходе войны… Предатели заслужили свое.