Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

Главные фильмы немецкого экспрессионизма. И хотя бы один - нужно посмотреть каждому!

Оглавление

Речь пойдет о 20-х годах прошлого века, об одном из самых сильных явлений в Кино.

Веймарская республика (Германия) переживает кризис. Кризис нации: духовный, моральный и финансовый. Страна не сможет себе позволить приобретать права на большую часть зарубежных фильмов, что заставит студии делать свои намного чаще. То, во что они верили в Первой Мировой, - больше нет. Война, которая была начата ими же - проиграна. Убиты миллионы по всему Земному шару, включая самих немцев. Мировой позор, который невозможно простить и нескончаемый кризис страны и целого мира.

Именно после этого, а вернее сказать, поэтому и появляется новое направление в кинематографе: Немецкий Экспрессионизм. На равне с "Французской Новой Волной" или "Итальянским Неореализмом", он будет, возможно, первым мощным течением в Кино, которое повлияет на весь Кинематограф в целом.

1. Кабинет Доктора Калигари.

Первым фильмом этого жанра, называют "Кабинет Доктора Калигари", ни на что не похожий, ужасающий и загадочный. Предтечи фильмов ужасов. Конечно, нынешние искушенные современными ужастиками люди, невольно зевнут на "страшных" моментах, но тогда он вызвал невероятный восторг, балансирующий со страхом.

Неестественные и искаженные углы декораций и реквизита, вычурный и объемный грим, жесты, которые даже для немого Кино кажутся размашистыми или ломанными в своей пластике. Крупные, пугающие планы. Вы только представьте лицо сомнамбула с черными глазами, который в течении минуты, медленно открывает свои глаза на огромном экране какого-то кинотеатра. Зритель чувствовал этот ужас и наполнялся им.

И в этот момент: всё безумие, страх, нищета и отчаяние - транслировалось через фильм. Кризис души цивилизации, нашел в нем отклик у немцев и он стал отправной точкой для последующих картин.

2. Голем, как он пришел в мир.

Первым фильмом, который пытался повторить успех "Доктора Калигари" и повторить приемы нового жанра, был "Голем", берущий свое начало из еврейского мифа о гуманоидном существе, которое можно оживить и подчинить для своих целей. Напоминает о чем-то? Целый ряд классических фильмов ужаса от Universal, будут черпать свои идеи именно из этих фильмов, иногда копируя их кадр в кадр.

Так, например, "Франкенштейн" 1931-ого года, будет своего рода американским "Големом". Рабби сменяется на ученого, глиняный голем на существо из разных кусков тел, а магия на науку. И таких аналогий между фильмами экспрессионизма и классических ужастиков, будет достаточно.

3. Носферату: Симфония Ужаса.

Один из самых известных кинообразов. Носферату-вампир, который послужит толчком вдохновения для сотни подобных фильмов о существах ночи. Конечно, ни Мурнау, так кто-нибудь другой бы экранизировал или воссоздал подобный образ в Кинематографе, но именно он, вместе с идеальным для этой роли артистом и гримером, сделал подобный фильм культовым и незабываемым. Именно он добавит в образ вампира, боязнь и смерть от солнечного света.

Американский классический фильм "Дракула", конечно, сделает своего вампира аутентичным, но скопирует кадр в кадр несколько сцен, а Вернер Херцог и вовсе сделает римейк, который ничем, кроме наличия звука и цвета, не будет отличаться.

4. Доктор Мабузе, Игрок.

А вот картина и режиссер, которые повлияли не только на фильмы ужасов, но и на весь Кинематограф в целом.

Идущий почти 4 с половиной часа, фильм рассказывает о гении преступного мира - Докторе Мабузе. Лента обладает всеми, уже устоявшимися приемами экспрессионизма: грим, пластика, гнетущая, пропитанная нищетой атмосфера. Фильм вдохновит множество режиссеров, одним из первых жанров, которые будут обращаться к этой классике, будут гангстерские, криминальные драмы:"Подполье" земляка Мурнау и "Лицо Со Шрамом" Хоукса, хотя, конечно, с более сглаженными приемами.

5. Руки Орлака.

Да, фильм производства Австрии, но режиссер ведь тот же, который создал "Кабинет Доктора Калигари". И приемы он использует те же, только вот фильм намного мрачнее. Великому и известному пианисту в следствии аварии, отрубает руки. Ему делают операцию на новые и весь ужас происходит тогда, когда он узнает, что это руки убийцы. Кинолента препарирует биполярность человека, разделяя его добрую и злую сторону, которая бесконечна в своей бездне.

Фильм, который и через тысячу лет будут смотреть с замиранием сердца. Актер, играющий Орлака, просто бесподобен. Это как-будто мужской вариант великолепной Фальконетти, сыгравшей Жанну Д'Арк у Карла Дрейера в том смысле, что запечатлена лучшая мужская актерская игра эпохи немого Кино.

6. Последний Человек.

"Самый прекрасный фильм на свете."

Так об этой картине высказался Пьер Паоло Пазолини. Экспериментальный в плане съемок и безумно трогательный фильм о "маленьком человеке". Один из первых экспрессионистских фильмов, который поднял эту тему. В нем играет звезда немецкого Кино - Эмиль Яннингс, которого всеми силами будет вербовать Америка и даже вручит ему Оскар за лучшую мужскую роль на первой в истории церемонии (за другой фильм "Последний Приказ"). И, возможно, это лучшая его роль, где он переживает душевный апокалипсис, когда его просто переводят на другую должность из-за старости.

Никогда еще кризис целой нации, не был передан лучше, как это сделано в этом фильме.

7. Метрополис.

Фильм, завершающий эпоху киноэкспрессионизма, который считают лучшим фильмом немого Кино. Забавно то, что в этот же год появляется первый звуковой фильм.

Фильм собрал в себя все новшества и приемы экспрессионизма, которые были до этого и добавил множество своих новаторств. Внешний солидный колорит, благополучие и научные достижения были аллюзией на нынешнее состояние Веймарской республики, которая к этому времени поднялась с колен и не испытывала потребности в фильмах о кризисе цивилизации, но душевное обнищание и позор войны, о которой помнили до сих пор, если судить только по Кинематографу, никуда не делись и в фильме "Метрополис", служили главным контрастом между внешним достатком и внутренней нищетой.

Однако, как было уже сказано, государство, а значит и студии, уже не нуждались в подобных фильмах и к концу 20-х их становилось все меньше и меньше, а с поганым приходом нацистов к власти и вовсе изменили ход и принципы немецкого Кино. Веймарская республика стала Третьим Рейхом и все режиссеры, которые хоть что-то понимали, покидали страну. Мурнау, Фриц Ланг, Эмиль Яннингс, из не экспрессионистов Джозеф Фон Штернберг вместе с Марлен Дитрих - все уехали в Америку, которая давно пыталась их переманить. Там их ждала слава, Оскары и безопасность.

Жаль, ведь если бы не приход Гитлера к власти, сложно сказать какая бы киностудия была самой лучшей и престижной: немецкая UFA или американская MGM. Но таким образом исчезло одно из самых сильных явлений в Кинематографе.

__________________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой фильм из немецкого экспрессионизма любите Вы? Одного режиссера я сознательно упустил, надеясь увидеть его в комментариях. Пишите и оставляйте свои экспрессионистские лайки!

Подписывайтесь и будьте здоровы! Добра!