Казалось бы, все имеют представление о структуре сочинения.
Но на практике получается так: учащиеся ставят проблему, а затем приводят примеры-иллюстрации, не связанные с ней. Некоторые буквально выдергивают из текста куски, относящиеся к основному вопросу лишь опосредованно. Не говоря уже о связи между самими примерами. И получается не сочинение, а какое-то лоскутное одеяло.
Как правильно прокомментировать проблему, не нарушив логику рассуждения? Предлагаю использовать один простой приём.
1. Ставим проблему в форме вопроса. Этот вопрос (по желанию) можно записать только на черновике, а проблему сформулировать в форме сочетания существительных. Я рекомендую на этапе составления плана делать и то, и другое, а при написании черновика оставлять что-то одно.
Например, в тексте о книгах варианта 1 досрочного ЕГЭ мы видим «проблему потребности человека в чтении».
Задаём вопрос: «Почему человек испытывает потребность в чтении?»
2. Ищем в тексте два ответа на поставленный вопрос.
3. Определяем связь между ответами.
В данном случае один ответ на проблемный вопрос дополняет другой. Не забываем указать связь в сочинении.