Найти тему

Как "штормит" российский бизнес. Реальные последствия пандемии. Дальше хуже?

После застойного апреля и затяжных праздничных и нерабочих дней, мы наконец-то начали работать.

Но о полноценном формате речь пока не идет, и вот почему.

Апрель 2020 года вскрыл неготовность бизнеса к жесткому внешнему вмешательству в работу, которое воплотилось в виде принудительной изоляции на длительное время.

Проведенный опрос показал, что абсолютное большинство предприятий просто не смогли адаптироваться к внешним факторам и полностью остановили свою деятельность. По скромным подсчетам, это примерно 70-80 % представителей малого и среднего бизнеса.

О крупном бизнесе мы не говорим, поскольку в большинстве своем они либо получили поддержку от правительства, либо смогли продержаться за счет собственных капиталов.

В совокупности с тем, что президент объявил данный период нерабочим, но с сохранением заработной платы, многие собственники бизнеса были вынуждены из своего кармана платить своим работникам. В условиях отсутствия доходов, это стало очень серьезным ударом для многих компаний.

Но заработная плата - пол беды, ведь помимо нее работодателю нужно платить еще и социальные отчисления, которые составляют порядка 33 процентов от суммы выплаченной заработной платы. И это тоже идет из кармана работодателя.

Поэтому сохранение заработной платы фактически привело к финансовой несостоятельности непосредственно работодателя.

Есть еще и вторая категория работодателей, которые для сохранения компании были вынуждены массово увольнять своих работников, оставляя лишь минимальные рабочие ресурсы, необходимые для поддержания минимальных оборотов.

Что работодателю, что работнику нужно кормить свои семьи, закрывать иные нужды (кредиты, коммуналка) и т.д.

И поэтому то там, то ту слышны высказывания, вроде "Каждый сам за себя".

И первым ощутимым последствием всего этого является массовое закрытие предприятий из малого и среднего бизнеса.

В перспективе во многих нишах бизнеса грядет массовое снижение уровня здоровой конкуренции и освободившиеся объемы трафика будут подбирать, в основном крупные компании, поскольку тот же потребитель предпочтет надежность, пусть даже чуть дороже.

Вторым, не менее значимым, эффектом пандемии будет рост безработных.

Согласно мнению многих экспертов, рост безработицы будет значительным. Тот же глава счетной палаты Кудрин еще в конце апреля прогнозировал увеличения числа безработных до 9 млн. человек, что эквивалентно примерно 7 % от всего населения страны.

Подобные прогнозы выглядят пугающе...

К примеру в начале 90-х годов, когда Россия только оправлялась от распада СССР, а многие просто не знали, куда податься, чем заняться, уровень безработицы составлял порядке 6 млн. человек.

Данные с  Web-Атлас Здоровье и окружающая среда.
Данные с Web-Атлас Здоровье и окружающая среда.

А далее, как снежный ком.

Высокий уровень безработицы всегда был катализатором многих негативных процессов, в т.ч. рост уровня преступности.

Меры поддержки, которые были оказаны бизнесу в период пандемии, во-первых, касались только сфер, которые были признаны наиболее пострадавшими, а во-вторых, откровенно говоря, больше напоминают более продвинутую версию известного высказывания бывшего премьера Медведева. Эдакий "Денег нет, но вы держитесь. Версия 2.0".

Предпринимателям остается только адаптироваться, но пока объективная реальность такова, что справится с трудностями могут далеко не все.

Как только режим самоизоляции начали отменять, многие столкнулись с тем, что тут же с них начали просить арендную плату, иные обязательные платежи. Но заработать на это многие просто не могут, поскольку в тех же торговых центрах трафик клиентов нулевой, т.е. предпринимателям попросту некому продавать.

Это лишь часть краткосрочных перспектив прошедших двух месяцев и все еще может стремительно меняться, так что нам остается затянув сильнее пояса работать на перспективу.