В первый день крупнейшего в Китае политического события года Си Цзиньпин послал Дональду Трампу четкий сигнал: мы собираемся делать то, что хотим в Гонконге, и мы не боимся последствий.
В пятницу Китай подтвердил, что он эффективно обойдет законодательную власть города для реализации законов о национальной безопасности, которым давно противостоят жители, которые опасаются, что они подорвут свободу слова, собраний и прессы. Объявление, которое было сделано в тот же день, когда Китай впервые за несколько десятилетий воздержался от установления целевого показателя экономического роста, вызвало немедленные призывы к новым протестам и отправило индекс MSCI в Гонконге к худшим потерям с 2008 года.
Для Си этот шаг позволяет Пекину восстановить господство над частью территории Китая, где его правительство стало бессильным во время протестов в прошлом году. Столкнувшись с растущей безработицей на материке из-за вспышки Covid-19 и вероятности больших потерь на выборах в законодательный орган Гонконга, назначенных на сентябрь, Коммунистическая партия решила, что она может получить больше, действуя решительно, чтобы остановить любые потенциальные угрозы.
«Си чувствует угрозу, руководство чувствует угрозу - это кризис», - сказал Дэвид Цвейг, почетный профессор Гонконгского университета науки и технологии и директор Transnational China Consulting Ltd. «Это -« Мы не Пойдем на встречу, мы ужесточим ситуацию, и национальная безопасность Гонконга как потенциального подрывного центра, стоит выше его экономической ценности ».
Этот шаг рискует спровоцировать еще один раунд эскалации отношений между Соединенными Штатами и Китаем, в которой связи стали нарастать наихудшими за последние десятилетия после того, как Covid-19 начал распространяться по всему миру. От цепочек поставок и виз до киберпространства и Тайваня, две крупнейшие экономики мира готовятся к конфронтации по ряду направлений, поскольку Си и Трамп стремятся завоевать интересы местных избирателей, ища кого-то, кто виноват в ухудшении уровня жизни.
Беспокойство руководства партии было продемонстрировано на открытии Всекитайского собрания народных представителей в Пекине, где премьер Ли Кэцян объявил, что Китай откажется от своей многолетней практики установления ежегодного целевого показателя экономического роста из-за «большой неопределенности» в мире экономика. Развертывая лишь умеренные стимулы, правительство, тем не менее, ясно дало понять, что стабилизация занятости стала главным приоритетом. Расходы на оборону в этом году будут расти самыми медленными темпами с 1991 года.
«Мы будем стремиться сохранить существующие рабочие места, активно работать над созданием новых и помогать безработным найти работу», - сказал Ли.
Отступление от жесткой цели роста производства разрывается с десятилетиями привычек Коммунистической партии к планированию и является признаком глубокого разрыва, вызванного этой болезнью. Экономисты, опрошенные Bloomberg, видят в этом году рост всего на 1,8%, что является худшим показателем с 1970-х годов.
Китай стремился избежать возрождения торговой напряженности с Трампом, который усилил свою риторику против Пекина, поскольку число его опросов упало после пандемии. Ли отметил, что Китай будет работать с США над реализацией «первого этапа», достигнутого в январе, незадолго до того, как вирус поставил экономику - и, возможно, перспективы переизбрания Трампа - в штопор.
«Китайское руководство не хочет, чтобы его обвинили в том, что он ушел или нарушил торговое соглашение между США и Китаем», - сказал Джеймс Грин, бывший сотрудник Госдепартамента, который сейчас является старшим советником геополитической консалтинговой компании McLarty Associates. «Если им это не удастся, по их мнению, именно США придется спустить курок и уйти».
Большой вопрос сейчас, как Трамп ответит. В течение нескольких недель он угрожал отказаться от торговой сделки, и в четверг заявил, что США отреагируют «очень сильно», если Китай продвинет вперед законодательство о национальной безопасности в Гонконге.
Экономические санкции
Любые конкретные действия США, вероятно, будут объявлены в оценке автономии Гонконга: госсекретарь Майкл Помпео отложил отчет в начале этого месяца, по-видимому, в ожидании последнего шага Китая. В соответствии с положениями Закона о политике Соединенных Штатов и Гонконга 1992 года США согласились рассматривать бывшую британскую колонию как полностью автономную по торговым и экономическим вопросам даже после того, как Китай в 1997 году захватил контроль.
Закон, принятый в прошлом году, позволяет США налагать санкции на любых китайских чиновников, которые считаются ответственными за подрыв автономии города, или делать что-то более радикальное, например, отменить его особый торговый статус. Конгресс мог бы также сделать что-то среднее, например, запретить Гонконгу импортировать чувствительные американские технологии для потребительских и военных целей - например, углеродное волокно, используемое для изготовления как клюшек для гольфа, так и компонентов ракет.
Несмотря ни на что, действия США не окажут большого влияния на то, как Китай будет управлять Гонконгом, учитывая недавние решения в Пекине, считает Энтони Дапиран, адвокат из города и автор книги «Город в огне: борьба за Гонконг». »
«Если Гонконг не сможет эффективно служить надежной гаванью, изолированной от политических рисков ведения бизнеса в остальной части Китая, для международного бизнеса нет смысла присутствовать здесь», - сказал он. «Они могут либо отправиться прямо в Китай, либо обосноваться в другом месте в Азии».
Другие варианты Трампа поразить Китай не велики: экономический спад сделал менее вероятным, что Трамп окажет давление на Си через тарифы, которые могут увеличить затраты для американских предприятий и потребителей. Вместо этого США сосредоточились на сокращении финансовых связей с Китаем, предпринимая действия, которые могут привести к исключению некоторых китайских компаний из американских фондовых бирж и переходу к реструктуризации цепочек поставок основных товаров.
Китай также испытывает жар от других стран: споры по поводу его обработки вируса обострили связи с Австралией и Европейским союзом, в то время как более бедные страны, которые одолжили крупные суммы на инфраструктуру в рамках Инициативы «Пояс и дорога» Си, пытаются вернуть деньги.
Но самым большим риском для Си все же остается безработица дома. По словам Цвейга, учитывая, что на материке много молодых людей без работы, последнее, чего хочет Коммунистическая партия, это возрождение яростных гонконгских протестов.
«Они чувствуют угрозу, рискуют и поэтому делают это», - сказал он. «Может быть, пять или шесть месяцев назад они чувствовали себя хорошо. Но я думаю, что многие вещи рухнули ».