Когда мы говорим о развитии внимания, мы подразумеваем, прежде всего, его произвольность. Тренируя внимание, мы учим детей сосредотачиваться, концентрироваться, удерживать фокус и переключаться с одного на другое — чтобы это было не только спонтанным, но и волевым. При этом расширяется и объём внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены одновременно).
Любая деятельность развивает внимание ребёнка. Но некоторые игры способствуют этому чуть в большей степени. Полезно, например, находить различия между двумя почти идентичными картинками. Или отыскивать одинаковые изображения из множества похожих. Всевозможные лабиринты — ещё один замечательный тренажёр.
Многие настольные игры тоже учат ребёнка фокусироваться, сосредотачиваться, внимательно смотреть и думать. О некоторых наших «настолках», полезных для тренировки внимания у младших дошкольников, я и расскажу сегодня.
Игра «Животные», серия «Познаём мир» от Magneticus
Под брендом Magneticus выпускаются разнообразные магнитные игры и «развивашки». Торговая марка — российская.
Игру «Животные» мы приобрели в «Детском мире» с хорошей скидкой. Ребенку тогда не было и двух лет. Я думала, что мы берём игру на вырост. Но ошиблась. Играть мы начали сразу. Ребёнок отлично справлялся с небольшими нашими подсказками.
Несколько месяцев мы играли в неё каждый день. Потом сыну, конечно, стало скучно, потому что все правильные ответы он со временем запомнил. Но если бы мы купили её только сейчас (когда ребёнку больше трёх лет) — я уверена, ему тоже было бы интересно. Задания занимательные. Я бы рекомендовала эту игру для детей от 1г.10 мес. до 3-4 лет.
Итак, что представляет собой игра? Это металлическая коробка, внутренние части которой являются игровым полем или магнитной доской. На верхнюю часть мы помещаем магнитики с изображением животных, а на нижнюю — карточку с заданием.
Смотрим карточку, разгадываем загадку или находим ответы на поставленные вопросы — а затем ищем магнитики с соответствующими животными, чтобы расположить их в пустых клеточках.
Чтобы отыскать нужный магнитик среди множества других, необходимо сконцентрироваться. Да и сами задания на карточках требуют внимательности.
В общем, интересная и полезная игра. Из минусов — очень тонкие карточки с заданиями. Легко помять и даже порвать.
Игра «А где мой шарик?»
Это игра торговой марки Step Puzzle по мотивам советского мультфильма о Винни Пухе. Стоит сущие копейки. Да, она простенькая, но такая милая.
В комплект входит:
- 8 картонных фигурок на пластиковых подставках (Винни Пух, Пятачок, Ослик, Сова, Кролик, шарик, пчела, горшочек с мёдом);
- колода карт с изображениями этих героев и предметов (кроме какого-либо одного);
- декорация
Сооружаем «сцену», расставляем фигурки, рядом кладём колоду. Игрок берёт из неё любую карту и старается как можно быстрее определить, кто или что на ней отсутствует. Этот герой или предмет находится на поле, но на карте его нет.
Ребёнок смотрит то на поле, то на карточку, фокусируется, сопоставляет, использует метод исключения. В общем, вычисляет отсутствующего. Замечательная тренировка внимания.
Рекомендую эту игру для детей от двух и, может быть, до четырёх лет. Кстати, фигурки и «сцену» можно использовать для инсценировки сюжетов про Винни Пуха и его друзей.
Есть у Step Puzzle ещё одна такая игра, но по мотивам мультфильма о Карлсоне.
«Мемомишки» от Djeco
Игры-мемо развивают не только память, но и внимание. Принцип известен всем: надо находить пары одинаковых изображений, открывая их по два и запоминая расположение элементов.
У нас мемо — вот такие замечательные мишки. Глянцевые, из очень плотного картона. Обратная сторона, конечно же, у всех одинаковая. Всего 16 пар. Но в мемори мы играем только с 8-9 парами. Больше — очень сложно для трёхлетки.
Играем и в «Найди такое же». Я раскладываю всех мишек лицом вверх, выбираю несколько разных: 3-4 штуки беру себе и столько же даю ребенку. Кто из нас быстрее отыщет пары своим мишкам? Эффективно для развития внимания у малыша.
В ходу у нас и другие игровые варианты. Например, я выбираю мишку и прошу сына описать его и одежду, которая на нём надета. «Тёмный, смотрит вперёд, в голубой кофте на пуговицах, в оранжевых штанах и голубых ботинках». Это развивает речь.
Ребёнок использует мишек и в своих самостоятельных играх: сажает в кабину трактора, помещает в домик, укладывает спать и т.д.
Игра «Топоголик» от Djeco
Эта игра не только на внимательность, но и на отработку ориентации в пространстве, а также на развитие речи (умение применять пространственные предлоги).
Основа — деревянный планшет с ячейками. В шапке таблицы — символические обозначения предлогов (на, под, перед, за, в). Сбоку — ключевые объекты.
Прилагаются карточки с картинками — их довольно много. Качество хорошее, бумага плотная, гладкая. На каждой из карточек изображены пять персонажей (медведь, кошка, мышка, лягушка и птичка) в разных локациях. Расположение персонажей относительно ключевых объектов тоже различается.
Надо найти всех персонажей на карточке и поместить фишки с их изображениями в соответствующие ячейки планшета. Так, если медведь находится в доме — значит, фишку с медведем мы располагаем в ячейке, находящейся на пересечении столбца «внутри» и строки «дом».
Игра, конечно, очень проста и незатейлива. Моего ребенка хватает на одну карточку за раз, потом становится скучно. Зато часто достаём.
Мы не ограничиваемся поиском персонажей и определением их расположения относительно ключевых объектов. Мы рассматриваем картинку полностью, обсуждаем, описываем, иногда придумываем историю. Речь — основа основ.
«Топоголик» я рекомендую для детей 2-3 лет.
Ещё о наших играх:
Как играть с игрушечными овощами и фруктами?