Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Землемеры Фронтира. Цепи, компас и индейцы

Оглавление

Первыми, кто вступал за пределы освоенных белыми колонистами земель Северной Америки, были охотники, за ними следовали торговцы с индейцами, а следующими приходили именно они - люди с цепями и компасом, землемеры-геодезисты.

Самым первым геодезистам на американской границе требовалось иметь навыки лесоруба для прокладки троп, а также навыки агронома и минералога для описания структуры почвы или важных минералов, знать ботанику, чтобы определять виды деревьев. съедобные и ядовитые растения.
Хорошая меткая стрельба была необходима для получения пропитания и защиты от враждебных индейцев. Джерри Пенри, журнал «Американский геодезист».

В английских североамериканских колониях было две системы разметки земли. Условно их можно назвать так, по ориентирам и по квадратам. Первая была характерна для средних и южных колоний. а вторая для Новой Англии (это тема для отдельной статьи).

После Американской войны за независимость по условиям Парижского мира США достались все земли к западу от гор Аппалачи между Великими Озерами и Мексиканским заливом (кроме Флориды).

Правительство испытывало серьезные финансовые трудности. чтобы их решить было решено продать в частные руки огромные куски земли. которые номинально были уступлены индейскими племенами. Так родился Земельный закон 1785 года о продаже земли на Северо-Западной территории.

Землемер
Землемер

Согласно ему, земля предназначенная для продажи размечалась геодезистами на квадраты со стороной в 6 миль, которые назывались поселками (townships). Каждый поселок разбивался на 36 участков по 1 кв. миле или 640 акров. Один из них обязательно отводился под общественное здание (церковь, школа), 4 оставались у правительства, остальные продавались на аукционе по цене не менее 1$ за акр.

Тауншип по закону о земле 1785 года. Лоты 8,11.26,29 была зарезевированы правительством, чтобы некому не было обидно.
Тауншип по закону о земле 1785 года. Лоты 8,11.26,29 была зарезевированы правительством, чтобы некому не было обидно.

Аукционы проводились за много сотен миль от потенциальных лотов. поэтому геодезисты, кроме съемки местности, вставляли комментарии о состоянии почвы, лесах*, ручьях и наличие полезных ископаемых. При этом для скорости и удешевления работ, измерялись и наносились на план только границы поселков.

*Лес был не только строительным материалом и предметом торговли, хотя после расчистки полей его просто складывали в кучи и сжигали, по видам деревьев можно было судить о плодородии почвы. Считалось, что черный орех, клен, вишня, конский каштан,и черноплодная рябина растут исключительно на богатых лёссовидных суглинках.

Расходы на обследование и измерение 36 участков участков внутри тауншипа было делом самих будущих землевладельцев, Кстати все собственники 36 лотов внутри поселка должны были заплатить 36 долларов правительству США за услуги по измерению и разделу земли.

В случае если на данной территории находили золото. серебро. медь или свинец, то 1/3 всей добычи была собственностью Правительства.

Чем измеряли

Стандартными инструментами измерения были цепь Гюнтера и горный компас на штативе с простейшим приспособлением для замера углов. Цепь представляла собой инструмент, собранный из 100 металлических звеньев длиной 66 футов (22 ярда, 20,1168 метра). 80 длин таких цепей составляли 1 географическую милю. 10 длин цепей в квадрате равнялись 1 акру.

Мерная цепь Гюнтера
Мерная цепь Гюнтера

Сделано это было для удобства. т.к. делить на десять легче и удобнее. Каждое десятое звено с концов цепи было отмечено биркой с зубцами (от 1 до 4-х), среднее звено было отмечено круглой биркой. Такой прием увеличивал точность измерения до 0,1 цепи (до 2,01 метра).

Измерения производись очень просто. Геодезист выходил на угол будущего тауншипа, вбивал колышек, надевал на него цепь и устанавливал компас.Помощник, разматывая цепь, отходил на положенные 66 футов и по указаниям землемера перемещался влево или вправо с разбивочной вехой, шестом по которому геодезист выверял направление разметки.

Цепь и компас с визиром и угломером.
Цепь и компас с визиром и угломером.

Землемер руководил перемещениями помощника, ориентируясь по показаниям горного компаса. т.е. такого в котором можно зафиксировать положение магнитной стрелки. Все контрольные точки измерений должны были отмечаться хорошо заметными затесами на деревьях . или столбами.

По закону 1785 года линии границ участков проводились строго с юга на север и с востока на запад. Для этой цели на берегу реки Огайо была выбрана изначальная точка отсчета, там где реку пересекала граница штата Пенсильвания.

-5

Разумеется у такой системы были и свои недостатки в виде естественных географических препятствий. несовершенства измерительных приборов, неравнозначности покупаемых земель, земельных спекуляций и споров. Но все таки она дала возможность правительству США поправить свои финансовые дела.

Многим простым поселенцам удалось приобрести свой кусок земли, пусть и через вторые руки, а иногда покупая землю два раза, сначала у мошенника-спекулянта, а потом у истинного владельца.

Организация землемерной съемки

Измерение земли в стране, которую индейцы по-справедливости считали своей, было делом непростым. Исследование территории растянулось не на один год и это при многих упрощениях при измерении.

Так, например, истинный меридиан с привязкой к местности по секстанту определяли только на границах 6-ти мильных зон. В результате многие границы поплыли из-за магнитного отклонения стрелки. Это видно на рисунке сверху. К тому же каждый геодезист имел собственное представление об определении прямых углов и границ, к чему это привело вы можете увидеть на рисунке внизу.

Границы тауншипов
Границы тауншипов

Пример. организации исследования новых земель я взял из книги "Жизнь среди индейцев или «Личные воспоминания и исторические происшествия, иллюстрирующие жизнь и характер индейцев». написанную преподобным Джеймсом Б. Финли, 1857 год. Цинциннати.

Зимой 1792-1793 года полковник Натаниэль Масси (Nathaniel Massie). крупный землевладелец, выкупивший большой участок земли в долине Скиото (вотчина шауни), следующим образом организовал свою геодезическую экспедицию к долине Пейнт и части страны Скиото.

-7

Обычно у Масси было три землемера-помощника. Каждый землемер, включая его самого, сопровождался шестью мужчинами, которые образовывали товарищество с общим столом (mess). Весь отряд, таким образом, состоял из 28 человек. Каждый член товарищества выполнял только свою обязанность. Роли были распределены следующим образом.

В 200-300 метрах впереди всей группы шел охотник, он высматривал дичь на ужин и возможные признаки присутствия враждебных индейцев. Землемер шел в компании 4 человек - двоих переносчиков цепей, маркировщика. который делал затесы на деревьях, и погонщика вьючной лошади. Все они держались рядом на случай внезапного нападения индейцев.

Седьмой человек, которого обычно называли лазутчиком (spy), тайно держался в 200-300 метрах позади основной группы и высматривал не следят и не преследует ли отряд индейцы.

Каждый член отряда, включая землемера. сам нес свою винтовку, одеяло и те вещи,которые он считал нужным взять в поход. На вьючной лошади перевозили кухонную утварь и провизию, которая была наиболее удобна в долгом путешествии.

Землемеры на привале
Землемеры на привале

Никакого хлеба или муки и лишь немного соли, всем остальным их снабжал лес и наполняемость желудков отряда напрямую зависела от меткости их винтовок. Таким образом, таясь, практически по-воровски было проведено большинство земельных съемок в этом районе.

Вечером разжигали 4 костра по числу товариществ и приступали к готовке ужина. Это было самое веселое время за сутки, наполненное разговорамиразговорами, шутками и довольным чавканьем. Если в округе было спокойно, мужчины могли спеть на ночь и лечь спать у костра.

Когда, Масси полагал,что опасность нападения индейцев слишком высока, то поступали по другому. По сигналу командира, не гася костры, отряд отходил на 200-300 метров в ночной лес. Там они отгребали ногами снег, напомню, что дело происходило зимой, и устраивались на ночлег.

Каждое товарищество, готовило для себя отдельное лежбище. Половину одеял расстилали на земле, а другую половину использовали как общее покрывало. Чтобы оно не расползалось и не соскальзывало, все его части скреплялись тонкими прутами.

Современные реконструкторы  воссоздают сценку из жизни землемеров
Современные реконструкторы воссоздают сценку из жизни землемеров

Мужчины ложились спать с винтовками в руках и патронными сумками под головами. Чтобы хватило место всем, люди ложились валетом, трое человек головами в одну сторону, четверо в другую. Ноги при этом были согнуты в коленях, получалось так, что соседи по кровати упирались друг другу коленями в живот.

Как выразился Джеймс Б. Финли в своей книге, получалось нечто вроде "spoon-fashion", способа складирования шлюпок одну в другую. Поворачиваться было нельзя, т.к. весь порядок был бы нарушен и холод проник бы под одеяла. Таким образом, люди безмолвно отдыхали до восхода солнца, стараясь не производить много шума.

Когда совершенно рассветало, Масси посылал двух самых надежных людей, чтобы они обошли кругом их вчерашние костры и убедились в отсутствии индейской засады. Это был неизменный обычай в любую погоду. Здоровое чувство самосохранения требовало величайших мер предосторожности.

Примерно в таких условиях была произведена геодезическая съемка долин рек Скиото и Малая Маяйми в зимы 1793-94 и 1794-1795 годов. Время года было выбрано не случайно, зимой нет листвы, мешающей съемке, а индейцы обычно не воевали в это время года.

Военный отряд индейцев майями
Военный отряд индейцев майями

Опасности съемки

Опасности, сопутствующие землемерной съемке в индейской стране, иллюстрирует следующий случай, который произошел с группой Масси зимой 1794-95 годов, когда он измерял земли у ручья Бакскин, недалеко от впадения в ручей Пейнт.

Поздно вечером Масси наткнулся на следы снегоступов. На поиски индейской стоянки было отправлено несколько разведчиков, еще несколько человек были разосланы, чтобы предупредить и собрать воедино все товарищества.

Незадолго до заката все землемеры собрались вместе. Через несколько минут вернулись двое разведчиков, которых отправили на поиски индейского лагеря. Они сообщили, что нашли стоянку дикарей, подошли на самое возможно близкое расстояние и насчитали 8-10 палаток, из которых доносился сильный шум, что говорило о многочисленности врага.

Взвесив все за и против, Масси пришел к выводу, что было бы слишком опасно атаковать индейцев, пока земля покрыта снегом, полагая, что это поставит под угрозу весь отряд, если они будут вынуждены отступить, в том числе и с ранеными.

Поэтому он решил отказаться от съемки и быстро отступить к своей станции, так назывались укрепленные поселки на ранней американской границе. Он не сомневался, что обнаруженные индейцы пришли по их душу и им не составит труда преследовать отряд по следам на снегу.

Отряд быстро сформировал походный порядок и пошел домой в южном направлении до 10 или 11 вечера, потом не зажигая костров переночевал до утра и снова отправился в путь. Около полудня они натолкнулись на след 4 лошадей и 8 или 10 пеших индейцев, этот же след снова пересек их путь через несколько миль.

-11

Масси посовещался с самыми опытными из своих людей, и они пришли к выводу, что индейцы ничего не знают о землемерах. Индейский след шел в попутном, южном направлении и было решено преследовать врага, пока это было возможно.

Не задолго до наступления темноты отряд остановился на отдых и совещание, что делать дальше, и тут они услышать стук и треск дерева. Это индейцы кололи своими топорами дрова и колышки для установки палаток, их стоянка была всего в нескольких сотнях метров от места отдыха землемеров.

На общем совете было решено дождаться глубокой ночи и атаковать индейцев, несмотря на то, что возможно по их собственным следам сейчас идет вражеский отряд преследователей. Выдвижение белых началось в 2 часа ночи, и тут случилась неожиданная заминка.

-12

Дело в том, что день был довольно теплый и снег глубиной в 20 см размяк, а после полуночи ударил мороз, который покрыл снег твердым и жутко скрипучим настом, шум от ломки которого был слышен в ночи за 300 метров. Из этой непростой ситуации выбрались следующим образом.

Все люди отряда были построены в длинную цепочку по одному. Впередиидущий держал в руках шомпол и прежде чем поставить ногу ломал им наст. Люди сменялись каждые 20 шагов и в такой молчаливой острожной манере подкрались к индейской стоянке на 25 метров.

Тут произошла новая заминка, перед стоянкой индейцев была глубокий овраг, а сами индейцы еще не спали, шутили и переговаривались, чувтсвуя себя в безопасности в своей собственной стране посреди зимы. К удаче белых Масси заметил ствол дерева, упавший как мост через овраг.

Командир указал на него рукой и белые тихо поползли по нему на другую сторону оврага. Перебраться успело 7 или 8 человек, когда старое трухлявое бревно с треском и шумом обвалилось под тяжестью землемеров.

Индейцы вскочили на ноги у своих костров, а белые. успевшие перебраться, дали залп и с криками ринулись в лагерь. Сопротивления им оказано не было, индейцы почти что голышом разбежались по лесу. Ни одного убитого или раненного противника найдено не было, хотя на некоторых палатках и одеялах обнаружили следы крови.

-13

Лошади, оружие и вещи индейцев составили значительную добычу. Весь остаток ночи и утро землемеры спешили домой, потом перекусили и в полночь второго дня благополучно достигли станции Масси.

Конкретно этим землемерам повезло остаться в живых из-за мер, предпринятых Масси. Скальпы менее осторожных геодезистов сохли на шестах у индейских вигвамов.