Приветствую всех на самом познавательном канале!
Родился Микеланджело Меризи (Караваджо) в 1571 году в семье архитектора и землевладельца. После того, как его дед и отец умерли от чумы, когда ему исполнилось 5 лет, оставшееся семейство переехало в Караваджо, недалеко от Милана.
Нрав у художника был буйный и уже в 20 лет он был вынужден бежать из Милана, где получил первоначальное образование художника, в Венецию. Дело в том, что в Милане у него произошла ссора за карточной игрой, которая закончилась убийством.
В Венеции он надолго не задержался и отправился в Рим, где его заметил Пандольфо Пуччи. Тот пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин. Как говорили его современники, выглядел он, как бродяга, был постоянным завсегдатаем трактиров, но любил свое дело – рисовать. Более того, это занятие делало его по-настоящему счастливым.
Там же он получил прозвище – Караваджо. Такое часто практиковалось – давать имена художникам по имени места, откуда они родом, ведь его дед по матери был земледельцем из Караваджо – небольшого городка рядом с Миланом.
В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья.
После очередной драки, в которую он опять влез, Караваджо сажают в тюрьму, где он познакомился с другим занятным персонажем - Джордано Бруно.
В том же году он заболел малярией, и полгода находился на грани жизни и смерти.
В отличие от наступающего стиля маньеризм, Караваджо противопоставляет ему в своих работах суровый реализм . Его герои – это люди с улиц. Все те, кого он видел рядом с собой – торговцы, цыгане, музыканты, завсегдатаи трактиров. Его манера исполнения - с резкими контрастами и светотенью начинает нравиться знатным заказчикам - он получает заказы от кардинала Франческо дель Монте.
Этот период жизни оказался для Караваджо весьма плодотворным, Почти все картины, написанные в тот период, сохранились до наших дней. Однако в Академию Святого Луки (самую престижную среди художников того времени) его не приняли. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что Караваджо – это временное явление, и все его работы имеют под собой только издержки его взрывного характера, а не настоящего мастерства.
В 1596 году Караваджо написал первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». До этого натюрмортов итальянские живописцы не писали.
В 1597 году Караваджо расписывает потолок резиденции кардинала дель Монте .Так родилась единственная фреска Караваджо - «Юпитер, Нептун и Плутон» .
Караваджо стал знаменит и поэтому решает перебраться в дом банкира Чириако Маттеи, купившего его «Гадалку».
В июне 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» , затем было создано «Мученичество апостола Матфея». К художнику пришла слава, и посыпались другие заказы, но уже следующая картина «Святой Матфей и ангел» не устроила заказчиков, так как Матвей в ней был написан в образе крестьянина.
Похожие истории вышли с оформлением церкви Санта-Мария дель Пополо. «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла» духовенство приняло только во второй раз, опять же из за подачи персонажей .
Следующий заказ вообще поверг монахов в шок, когда дело дошло до изображения женских образов, так как в качестве моделей Караваджо приглашал куртизанок. К тому же стиль изображения был далек от церковных канонов. Впервые это случилось работой «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере» .
Тем не менее, гонорары позволили ему открыть собственную мастерскую и набрать учеников.
Но Караваджо по-прежнему оставался верен себе. Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб», которую опять отвергли церковники.
В 1604 Караваджо пишет алтарный образ для семейной часовни Кавалетти римской церкви Сант-Агостино «Мадонна ди Лорето». Картина вообще вызвала скандал – церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что художнику опять позировала женщина облегченного поведения.
В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Не изменяя свои принципам, Караваджо позвал для позирования старую знакомую – всю ту же куртизанку Элен. Рекорд - «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.
В перерывах между созданиями шедевров Караваджо по-прежнему уходил в отрыв. Стычки, драки, штрафы и заключения были для него обычным явлением в свободное от работы время. Он ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, избил нотариуса Пасквалоне, регулярно участвовал в потасовках в тавернах. В общем, крутился, как мог, совмещая продуктивную работу с активным отдыхом. Впрочем, пока из тюрьмы его спасали кардиналы и прочие покровители.
Однако, после того как в 1606 году спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которого был убит римлянин, ему пришлось срочно уносить из Рима ноги. В убийстве обвинили Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и получить за это вознаграждение.
Караваджо переехал в Неаполь, где написал более десяти картин, хотя сохранились не все. По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал картину «Семь дел милосердия», которая до сих пор находится в этой церкви.
Из Неаполя Караваджо направился в столицу Мальты — Ла-Валлетту., где стал кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, потому что был не дворянского происхождения.
По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственную картину, которую художник подписал. Однако и на Мальте Караваджо угодил в тюрьму – его посадили в каменный мешок. Каким-то чудом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы.
Следующим пунктом была Мессина, где им были написаны «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». Насколько он был суровым реалистом можно сказать по одному эпизоду. Для создания работы «Воскрешение Лазаря» он приказал принести в мастерскую свежевыкопанный труп, где заставил двух натурщиков держать разлагающееся тело. Натурщики, не разделявшие его искренней любви к искусству, отказывались это сделать ровно до того момента, пока Караваджо не выхватил кинжал. Сила убеждения в руках художника помогла им преодолеть внутренние барьеры, и очередной шедевр был завершен.
Когда Караваджо вернулся в Неаполь, на него там было совершено покушение.
На картине «Давид с головой Голиафа» в образе Голиафа художник изобразил себя. Эту картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.
В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил двинуться поближе к Риму, чтобы дождаться официального помилования. Он нанял лодку и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. Из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе известно, что Караваджо задержали в крепости Пало, лодка уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля. Буквально через две недели вышел указ о помиловании, и одновременно было сообщено о его смерти.
Существовали предположения, что Караваджо умер от сифилиса, но радиоуглеродный анализ скелета сообщил, что причиной смерти художника стал стафилококк.
Вердикт – не изменяй себе и, возможно, тебя назовут следующим гением и основоположником какого-нибудь хайпового направления.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!