Коронавирус вогнал российскую экономику в кризис и вынудил власти перераспределять траты: деньги нужны на стабилизацию обстановки и поддержку занятости. Правительство раздумывает, где можно сэкономить, — в частности, пересматривается финансирование мегастроек. Министры анализируют, какие проекты сейчас наиболее важны, а с какими можно повременить. Пока пандемия отложила лишь те проекты, реализация которых еще не началась, но уже начатые проекты намерены завершить. Ярчайший пример — скоростная трасса Москва — Казань. Дорожные работы — в материале «Ленты.ру».
Вирусная экономия
Пандемия COVID-19 и обрушение цен на нефть нанесли серьезный удар по российской экономике. Только из-за обвала нефти российский бюджет рискует недосчитаться трех триллионов рублей. По данным Еврокомиссии, потенциальные потери от COVID-19 в России оцениваются в 5 процентов ВВП. Сложившаяся ситуация уже привела к росту бюджетных расходов на 1,07 триллиона рублей; общие расходы на поддержку экономики оцениваются в 2,1 триллиона рублей.
2,1триллиона рублейнаправили на спасение экономики
Среди источников средств — Фонд национального благосостояния (ФНБ). К началу апреля там накопилось более 11 триллионов рублей, но к концу года останется около семи триллионов. Фонд формируется за счет дополнительных доходов бюджета от нефтегазового комплекса. Согласно бюджетному правилу, если цена на нефть превышает 42,4 доллара за баррель, доходы идут в фонд. Если стоимость барреля оказывается ниже установленного порога, средства из ФНБ тратятся на то, чтобы покрыть возникший дефицит. Если баррель нефти будет стоить 15 долларов, денег из копилки хватит всего на два года; при 30 долларах за бочку — на шесть лет. В Минфине уверены, что сейчас цена отсечения в бюджетном правиле слишком высока, ее необходимо пересмотреть, но насколько ее снизят — пока не известно.
Несмотря на принятое странами ОПЕК+ соглашение о снижении добычи, нефть пока спасти не удалось. В Chevron уверены, что мировой спрос скоро достигнет дна. Топливо обесценивается, хранилища переполняются, спекулянтам приходится избавляться от фьючерсов. Такая тактика привела к тому, что стоимость техасской WTI ушла в минус.
Учитывая, что нефтяные цены в ближайшее время не восстановятся, а эпидемия коронавируса все еще продолжается, российским властям нужно срочно искать дополнительные средства на поддержку самоизолированной экономики. В правительстве размышляют, как сэкономить на инфраструктурных проектах. Глава Минфина Антон Силуанов говорит о том, что часть мегастроек, где работы еще не начались, могут перенести на более поздний срок.
В первую очередь это касается высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, которая оценивается в 1,7 триллиона рублей. Глава Минфина утверждает, что в текущем году по этому проекту будут готовить только проектную документацию.