Нефтяной рынок лихорадит как никогда. Падение спроса из-за вызванного коронавирусом кризиса оказалось беспрецедентным. Впервые в истории возникла ситуация, когда продавцы нефти были готовы доплачивать покупателям за ее покупку. Психологическое давление на рынок не смягчило даже новое соглашение под эгидой Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которое было второпях заключено после развала предыдущей сделки. Кризис перепроизводства сопровождается переполненными хранилищами, пробками из танкеров и планами по сжиганию добытого сырья. Тучи сгущаются, и в скорое восстановление спроса не верит никто. Нефтяной апокалипсис — в материале «Ленты.ру».
Горшочек, не вари
С начала года мировой рынок нефти чувствует себя неважно. Из-за пандемии коронавируса и карантинных мер люди оказались заперты дома, в результате чего резко снизился спрос на авиаперелеты и транспорт, соответственно — и на топливо. Это, в свою очередь, привело к переизбытку нефти и риску, что нефтехранилища переполнятся. 21 апреля цены на нефть пережили крупнейший обвал за всю историю: цена майских фьючерсов на нефть сорта WTI упала ниже нуля, в моменте бумага торговалась ниже минус 40 долларов за баррель. Новость об отрицательной стоимости американской нефти потрясла не только обывателей, но и экспертов. Участники рынка всегда знали, что в теории это возможно, но никто не представлял, что это станет реальностью.
Одной из причин стремительного падения цен на WTI стал сам механизм этих фьючерсов. Их особенность состоит в том, что если трейдер не успевает закрыть контракт, ему грозит физическая поставка нефти. Контрагент, купивший майский контракт, должен эту нефть вывезти на своем судне и закачать в свое хранилище. Понимая, что при складывающейся логистической обстановке в мае это едва ли будет возможно, а в противном случае придется платить продавцу повышенную арендную плату за невывоз, покупатели все как один ринулись избавляться от этих фьючерсов. А подтянувшиеся за ними биржевые спекулянты лишь подлили масла в огонь.
Другой причиной стал дефицит хранилищ для нефти. Как правило, сырье доставляется в терминал Кушинг, штат Оклахома, который и без того стремительно заполняется нефтью из-за падения спроса. Однако проблема не только в перепроизводстве. Сложившаяся драматическая ситуация — так называемый эффект бутылочного горлышка — во многом является результатом политики президента Дональда Трампа по наращиванию производства нефти без создания соответствующей инфраструктуры. Однако сбавить обороты США все-таки придется — нефти слишком много. В качестве одной из спасительных для отрасли мер Трамп предложил добавить 75 миллионов баррелей нефти в стратегический нефтяной резерв. Однако даже это решение — лишь небольшая отсрочка для нефтяного рынка.
До отказа
Несмотря на то что нефтяные котировки пошли вверх на фоне вступления в силу с 1 мая новой сделки ОПЕК+, сокращающей добычу почти на 10 миллионов баррелей в сутки, ждать восстановления цен на нефть до уровней 40-45 долларов за баррель не стоит. С этим согласны все эксперты, включая главу российского министерства энергетики Александра Новака. Предложение все еще значительно превышает спрос, и нефтяной рынок в ужасе ожидает дня, когда в хранилищах по всему миру не останется места. Во всех нефтехранилищах планеты, по расчетам главного аналитика парижской компании Kayrros Антуана Халффа, может содержаться до 4,4 миллиарда баррелей нефти. В начале апреля емкости были заполнены на 65 процентов, а скорость заполнения в среднем составляла 10 миллионов баррелей в день.