30 января 1649 года Карл I (1625-49) был обезглавлен на эшафоте у Банкетного дома в Лондоне. Его бесцеремонный подход к вопросам религии и управления вызвал рост недовольств в королевствах, что привело к Епископским войнам в Шотландии в 1638 году и началу Английской революции в 1642 году. В разговорной речи обе стороны были известны как Кавалеры (сторонники Карла) и Круглоголовые (сторонники парламента). В ходе этой войны произошло много кровавых сражений, брат шел на брата, так как конфликт разделял семьи. К 1648 году роялисты потерпели поражение, а Карл оказался в плену. Суд признал его виновным, как тирана, изменника и врага отечества.
Ранее в своем царствовании Карл последовал примеру своего отца, Якова I (1603-25), и использовал придворные маски (музыкально-драматургический жанр) для утверждения своих взглядов на монархию и правление. Его суд и казнь в 1649 году были совершенно другого жанра представлением. Карл отказался признать авторитет суда и использовал свои манеры и одежду для демонстрации этого. В одном из рассказов говорится, что он отказался снять шляпу в присутствии судей. Снятие шляпы было знаком уважения в 17 веке, и Карл ясно понимал, что, как король, он не должен проявлять почтение к простым судьям. По слухам, он также носил плащ с эмблемой ордена Подвязки, высшего рыцарского ордена в Англии, что являлось еще одним явным признаком его статуса. Суд над королем был не всем по душе, и главный судья, Джон Брэдшоу, так боялся покушения, что носил шляпу со стальной подкладкой.
Как только король был признан виновным, была назначена дата казни. Перед Банкетным домом соорудили помост, покрытый черной тканью. Один из камердинеров, сэр Томас Герберт, который был с Карлом в ночь перед его смертью, написал об этом в своих мемуарах несколько лет спустя . Герберт написал, что Карл обратился с просьбой по поводу своей одежды, в которой он будет на казни:
"Позвольте мне надеть еще одну рубашку, так как сезон настолько холодный, что, вероятно. заставит меня трястись, и некоторые наблюдатели вообразят себе, что это происходит из-за страха. Обвинить меня в этом не имеют права. Я не боюсь смерти! Смерть не ужасна для меня. Слава богу, я уже подготовился".
В другом рассказе, который тоже был написан через несколько лет после казни, говорится, что Карл носил рубашку небесного цвета, которая предстала взорам зрителей, когда король снял свой плащ. Эта рубашка находится в коллекции Лондонского музея, и считается, что именно ее носил Карл, когда умер.
Карл с достоинством вел себя во время собственной казни и вопреки всем ожиданиям, похоже, завоевал симпатии толпы. В одном рассказе очевидец говорит, что в тот момент, когда топор упал, толпа издала такой стон, какого он никогда не слышал раньше. Мы видели, каким статным изображали Карла портреты Ван Дейка, поэтому, хотя мы не можем точно знать, надел ли король на самом деле ту или иную вещь на свою казнь, она, безусловно, соответствовала бы нашему представлению о том, как Карл рассматривал королевскую власть и каким он хотел, чтобы его видели подданные.