Найти тему

Часть 2. Символика букета: какие букеты были в Средневековье и эпоху Возрождения?

Мы продолжаем прослеживать историю развития букета. В предыдущей статье рассмотрели мифы и легенды, которые повествуют о происхождении цветов. Именно в то время появились первые композиции из цветов, хотя букетом назвать вплетенные в венок цветы достаточно сложно. Но несмотря на это основные функции букета он выполнял: венками обменивались влюбленные, друзья, венки были неотъемлемым атрибутом званых вечеров.

Девушка с венком на голове.
Девушка с венком на голове.

В Средние века отношение к цветам изменилось. Поначалу цветы использовали как брошки только из-за их аромата, поэтому в моде были маленькие, но в то же время душистые цветы, такие как фиалки или гвоздики.

Также цветы стали использовать для украшения в домах. Помещали их сначала в аптекарские сосуды, которые использовались для хранения мазей, их иначе называли альбарелло. Они были очень красивыми и всегда расписные. Помимо этого цветы помещали в любые тары, по форме напоминающие вазы: глиняные емкости, молочники, кувшины и т.д.

Альбарелло.
Альбарелло.

Цветы для декораций (например, для украшения алтаря) сначала выращивали особым образом: в монастырских садах. В это время особое значение уделяли розам и лилиям. Даже если вспомнить историю, то в Средние века одна из самых кровопролитных войн носила название войны Белой и Алой розы, так как на геральдических знаках противников изображены были именно эти цветы. Лилия же всегда была символом чистоты и непорочности, именно поэтому святые на фресках эпохи Возрождения отображались с лилией в руках.

Архангел Гавриил и Мария.
Архангел Гавриил и Мария.

Филиппо Липпи. «Коронование Марии» (1441 —1447)
Филиппо Липпи. «Коронование Марии» (1441 —1447)

В Средневековье букет состоял всего из нескольких цветов, был достаточно скромным. Большую роль при составлении букета играло античное искусство, составители букета обращали внимание на определенные пропорции (свет, тень, пространство, цвет). Букет выглядел приблизительно так: использовались высокие цветы, которые превышали высоту емкости в два раза, средние по высоте цветы располагались в середине букета, а маленькие цветы располагались в произвольном порядке, как бы дополняя композицию. При этом цветы не должны были заслонять самого сосуда.

Фреска. Букет эпохи Средневековья
Фреска. Букет эпохи Средневековья
Букет эпохи Средневековья.
Букет эпохи Средневековья.

Особенности составления букетов были связаны со стилевым направлением, поэтому когда появился новый стиль - барокко (причудливый, странный) - изменился и букет. Форма его поменялась, он перестал быть постоянным, стал более динамичным. Помимо цветов стали использовать в композициях разнообразные элементы: ракушки, ящериц, мотыльков, птичьи гнезда и т.д. В моду вошли цветы с большими лепестками, например, маки, пионы, ирисы. В качестве ваз использовали крупные сосуды: ведра, урны из металла, массивные вазоны, иногда корзины.

Ян Брейгель Старший "Цветы в деревянном вазоне"
Ян Брейгель Старший "Цветы в деревянном вазоне"
Бальтазар Ван дер АСТ "Корзина с цветами" 1622
Бальтазар Ван дер АСТ "Корзина с цветами" 1622
Ян Брейгель Младший. Цветочный натюрморт.
Ян Брейгель Младший. Цветочный натюрморт.

Таким образом, мы увидели, что в основном букеты использовались в качестве украшения домов. Кстати, во флористике также часто используют при составлении букета метод средневековья и возрождения.