Возможно вы замечали в фильмах или на фотографиях времён Великой отечественной войны, что на немецкой технике рядом с основной фарой находился ещё один прибор. Это светомаскировочная фара фирмы "Notek".
Применение
При перемещении войск в ночное время, а также при проведении боевой операции ночью — очень важным моментом является светомаскировка. Если ночью перемещаться с включенным светом фар, то враг непременно обнаружит такую технику. В боевых условиях это грозит потерей техники, и даже жизни солдат. Немцы это понимали, поэтому уже с самого начала войны вермахт был обеспечен светомаскировочными приборами фирмы "Notek". Прибор получил название Nachtmarschgerät или прибор для ночных маршей. Такие приборы устанавливались на легковые автомобили, грузовики, бронетранспортёры и танки. На другой технике применяли специальные накладки на фары с узкой щелью, а иногда и вообще глухие.
Также такие накладки устанавливались и вместе с фарами "Notek" на основные фары. Ведь водитель мог забыться, и включить свет в самый не подходящий момент. Конечно такие меры значительно ухудшали освещение и доставляли неудобства водителям при передвижении ночью, но зато хорошо выполняли свою основную задачу — снижение вероятности обнаружения противником.
Устройство
Наверное Вы уже заметили по предыдущим фото, что фара устанавливается только одна, и крепится она с левой стороны. Кроме фары в комплекте устройства идёт также задний фонарь и переключатель режимов. Фара устанавливалась с помощью специального кронштейна, а затем регулировалась на полностью заправленной и загруженной машине. В итоге свет от этой фары был практически не виден ни с воздуха, ни для наземного наблюдателя. Сам производитель этих светомаскировочных фар провёл исследование и выявил, что световое пятно не видно уже с 50 метров. Водителю же свет фары позволял двигаться со скоростью до 40 км/час, чего в принципе было вполне достаточно. Задний фонарь представлял из себя конструкцию с крышкой-шторкой, за счёт которой у него было два режима работы. В первом режиме было два окошка — красное и оранжевое. Красное — габаритный свет, а оранжевое — стоп-сигнал. Во втором режиме было четыре зелёных окошка. Они нужны при движении в колонне ночью, чтобы водитель мог определить расстояние до впереди идущей машины. Если водитель хорошо видел все четыре секции, то до следующей машины не больше 25 метров. Если видел только два, значит расстояние примерно 25-35 метров. А если все окошки зрительно слились в одно, то расстояние до впереди идущей машины от 35 до 300 метров. Переключатель режимов имел пять положений, которые были обозначены специальными литерами. Можно было:
— всё выключить
— оставить включенным только задний фонарь
— включить фару на слабой яркости при включенном фонаре
— включить фару на пониженной яркости при включенном фонаре
— включить фару на полной яркости при включенном фонаре
Друзья, спасибо, что дочитали до конца. Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте "нравится".
Читайте также:
Почему в 1942-м Иосиф Сталин издал приказ о поощрении лучших механиков-водителей