Немногим жителям столицы известно о существовании в Москве Института мозга. Поводом к организации данного НИИ стала смерть Ленина. Мозг Ильича начали активно изучать, начиная с 1925 года, для этой цели была создана специальная лаборатория. Поскольку своих специалистов в области изучения строения мозга в стране тогда не было, из Германии был приглашен профессор Оскар Фогт, который должен был руководить работами по исследованию серого вещества вождя мирового пролетариата. Чтобы делать срезы мозга, по проекту Фогта в Германии были изготовлены специальные аппараты. Всего было сделано более 30 тысяч срезов. Задача Фогта заключалась не только в изучении строения мозга Ленина, но и в том, чтобы найти в этом мозгу что-то такое, что могло бы доказать гениальность Владимира Ильича, его несомненное отличие от простых смертных. С поставленной задачей Фогт справился, заявив, что нашел в лобной области мозга Ленина какие-то клетки огромных размеров.
Как бы то ни было, но на базе лаборатории со временем возник НИИ мозга, который продолжил изучать мозг выдающихся людей. В Институте хранили (и до сих пор хранят) и изучали мозг Калинина, Крупской, Кирова, Луначарского и даже Клары Цеткин, а также Менделеева, академика Павлова, Мичурина, Циалковского, Станиславского, Гиляровского, Горького, Маяковского и других. В 2006 году НИИ мозга вошел в состав в НИИ неврологии.
Так при чем же тут Эмма Банза, и вообще, кто она такая? Дело в том, что НИИ мозга в течение многих лет размещался в комплексе зданий бывшей Евангелической больницы, который появился на большом участке между улицей Воронцово Поле и Кривогрузинским переулком (ныне переулок Обуха) благодаря очень крупному пожертвованию Эммы Банза. Но обо всем по порядку.
Эмма Банза - одна из дочерей Максима Максимовича (Филиппа Максимилиана) фон Вогау - основателя торгового дома "Вогау и Ко", приехавшего в Россию из Германии двадцатилетним юношей, как говорится, в поисках счастья. Компания, основанная отцом Эммы, выросла в крупнейший многопрофильный концерн. Деятельность была очень разнообразной, в основном компанию интересовало сырье, добыча руды и производство металла, цемента и даже соды, позднее появился страховой и банковский бизнес. Хотя начиналось все с торговлей чаем - сначала оптовой, а потом и розничной. По оценке журнала "Форбс" Вогау входили в десятку богатейших людей России на начало 20 века.
Эмма была старшей дочерью Максима Максимовича, в 23 года она вышла замуж за Фридриха Германна, родила сына Рудольфа, а затем овдовела. Ее младшая сестра, Эмилия, на год позже Эммы вышла замуж за Конрада Карловича Банзу, который со временем станет совладельцем "Вогау и Ко". Эмилия умерла спустя 2 года после свадьбы, оставив мужу годовалую дочь. Спустя 13 лет после смерти младшей сестры Эмма Германн (урожденная Вогау) вышла замуж за Конрада Карловича Банзу, мужа своей умершей сестры Эмилии, и стала Эммой Банза. Сложно сказать, что привело к такому решению. Скорее всего, финансовые интересы семьи. Но надо отметить, что супруги Банза очень активно занимались совместной благотворительной деятельностью, видимо, они были единомышленниками, и детей от своих предыдущих браков они воспитывали как родных брата и сестру. Конрад Банза был не только выдающимся бизнесменом, но и добрейшей души человеком. Неудивительно, что он вошел в состав комитета по учреждению в Москве Евангелической больницы (первоначально госпиталя), наряду с несколькими врачами и пасторами.
Сначала Евангелическая больница на 12 коек размещалась в небольшом деревянном домике в Сокольниках. Но благодаря огромному пожертвованию Эммы Банза в размере 150 000 рублей, которое она сделала в 1903 году, появилась возможность построить новое здание на улице Воронцово Поле и приобрести необходимое медицинское оборудование. Кстати, сама госпожа Банза жила всего в нескольких сотнях метров от больницы, в особняке по адресу ул. Воронцово Поле, д.3.
Комплекс больницы строился в течение нескольких лет. В качестве архитектора был приглашен Отто фон Дессин, который возводил корпуса больницы в стиле неоготики и модерна. Характерно, что для московских немцев зачастую строили архитекторы немецкого происхождения.
Больница содержалась на пожертвования лютеранской общины города. Практически весь медицинский персонал был немецким. И если сначала в ней действительно лечили в основном пациентов евангелического вероисповедания, то вскоре начали принимать всех. После революции больница была закрыта, а здание затем передано Институту по изучению профессиональных болезней имени Обуха.
Эмма Банза овдовела в 1901 году. К северу от Москвы она купила усадьбу Виноградово (сейчас на территории поселка Северный), где по проекту архитектора Рыльского были построены 2 дома - один для Эммы, а второй для ее сына Рудольфа. За сохранение и реставрацию этих зданий, представляющих большую архитектурную ценность, давно выступают активисты, но, к сожалению, постройки продолжают разрушаться.
Родственники Эммы покинули Россию после антинемецких погромов и революции. Эмма Банза продолжала жить в Виноградове до марта 1919 года, пока ее не выгнали оттуда большевики. Спустя 2 месяца в возрасте 78 лет она умерла.
#история #история россии #история москвы #немцы #экскурсии по москве