Найти тему

Из предателей — в герои

Оглавление

В XVII веке маркизу де Сэн-Мару отрубили голову за государственную измену и участие в заговоре. В XIX-ом его сделали героем и жертвой монархической тирании, написали про него пару романов и оперу. В XX-ом он превратился в героя телефильма. А в XXI-м про него даже сняли высокобюджетный фильм. Кто же он такой, откуда взялся, как завоевал доверие кардинала Ришелье и любовь Людовика XIII. А главное — как потом умудрился все это потерять?

Пьер Буланже в роли Сэн-Мара в фильме «Ришелье. Мантия и кровь», 2014 год
Пьер Буланже в роли Сэн-Мара в фильме «Ришелье. Мантия и кровь», 2014 год

Сын маминой подруги

А точнее, близкого друга кардинала Ришелье, маршала д’Эффиа, видного политического деятеля и отличного администратора.

Анри, будущий маркиз де Сэн-Мар, попал к королевскому двору в 1638 году, когда ему исполнилось 18 лет. По воспоминаниям современников, это был красивый и привлекательный юноша с хорошими манерами, вежливый, любезный. Сразу же Ришелье взял его под свою опеку и порекомендовал Людовику в качестве смотрителя гардероба. И если в этот момент вы презрительно скривились, но напрасно. По тем временам эта должность была крайне почетной и прибыльной. Кроме того, у нее был дополнительный и очень серьезный бонус — возможность регулярно видеться с королем. Но об этом — потом.

Чего хотел король

Как-то я писала про Людовика XIII, его сложную биографию и непростые взаимоотношения с людьми. Если говорить коротко, то это был человек недоверчивый и одинокий. Ему не повезло в любви, он получил несколько серьезных травм, связанных с сексуальной сферой жизни, потерял лучшего друга, сокольничьего де Люиня. Скорее всего, именно последнего и напомнил ему Сэн-Мар.

Людовик приблизил к себе юношу, и вскоре тот потеснил его фаворитку Мари де Отфор.

А теперь: стоп. Вот эти мысли о гомосексуальной связи — лишние.

У Людовика XIII была своеобразная манера отношений с фаворитами и фаворитками. Он с ними вел долгие увлекательные беседы. Угощал собственноручно приготовленной едой (он был прекрасным кулинаром). Плакался на свою несчастную жизнь. В особых случаях — выезжал на охоту. Короче говоря, отношения и с фаворитами, и с фаворитками у Людовика были платоническими.

Правда, Таллеман де Рео в своих мемуарах пишет, что король осыпал руки Сэн-Мара поцелуями, но, честное слово, месье де Рео правдив как желтая газета, то есть в одном слове из десяти.

Шпион кардинала

Кардинал Ришелье, конечно, не просто так приставил к королю сына своего близкого друга. Ему важно было знать о настроении короля, его связях, увлечениях. От шевеления левой пятки Его Величества зависела судьба государства, и первый министр, безусловно, стремился если и не контролировать эти шевеления, то хотя бы заранее о них узнавать.

Итак, Сэн-Мар получил должность, содержание и шанс сделать отличную карьеру. Ришелье обзавелся очередным верным ему человеком в окружении короля. Честная сделка, не так ли?

Господин Главный

За предоставленные возможности Сэн-Мар уцепился и немедленно пополз вверх по карьерной лестнице. Он стал оруженосцем, а потом и Главным конюшим Франции — это был один из самых видных постов при дворе. Великий конюший управлял штатом в несколько сотен человек, отвечал за обучение молодых пажей, состояние конюшен, распоряжался большими деньгами. После получения этого поста Сэн-Мара при дворе стали называть «Господином Главным».

Это просто лежащая на песке лошадь — то, что нужно, чтобы отдохнуть и дальше читать про историю
Это просто лежащая на песке лошадь — то, что нужно, чтобы отдохнуть и дальше читать про историю

Сэн-Мар пользовался большой любовью короля — хотя и явно ей тяготился. Сэн-Мару хотелось развлечений, внимания женщин, блеска и славы. От его вежливости давно не осталось и следа. Он стал шумно говорить, требовать внимания и не боялся в кругу друзей смеяться над Людовиком. Видимо, слушать не слишком здорового, меланхоличного короля ему было скучно, и нередко в Лувре вспыхивали ссоры между ними. Однако всякий раз они мирились, иногда — не без помощи Ришелье.

Проблемы

Сэн-Мару было мало того, что он уже имел. Ему хотелось обладать государственным влиянием. А кроме того, он влюбился в Марию де Гонзага, герцогиню де Невер. Про нее надо говорить отдельно, сейчас скажу только, что дама была богата и знатна как королева. И потом станет королевой Польши.

Здесь Мария уже немолода, но все еще весьма эффектна по меркам времени
Здесь Мария уже немолода, но все еще весьма эффектна по меркам времени

Мария не была готова отвечать на ухаживания маркиза — ее интересовали люди с титулами не ниже герцогского. За титулом Сэн-Мар пошел к Ришелье, который резко и категорично ему отказал: Мария де Гонзага была слишком знатной дамой, брак которой — дело государственной важности.

Решение проблем пришло быстро.

Отличная идея

Сэн-Мар наметил себе новый пост: первого министра. Беда была только в том, что этот пост вот уже семнадцать лет как занимал кардинал Ришелье. И было совершенно не похоже, что он собирается это место кому-то уступать.

Романисты XIX века любили так описывать эту историю: король тяготился деспотизмом своего первого министра. Он только и ждал, чтобы кто-то избавил его от гнета проклятого Ришелье. Сэн-Мар со своим заговором буквально готов был спасти страдающего короля.
Это Альфред де Виньи, французский писатель, помимо прочего, автор романа «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII». Месье де Виньи изучил, по его словам, более 300 источников — а потом намеренно исказил их, чтобы поставить правду искусства выше правды жизни
Это Альфред де Виньи, французский писатель, помимо прочего, автор романа «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII». Месье де Виньи изучил, по его словам, более 300 источников — а потом намеренно исказил их, чтобы поставить правду искусства выше правды жизни

Конечно, речи об этом идти не могло. Король распоряжался абсолютно всем. Власть, который обладал Ришелье, это была власть, данная ему королем. А тут, знаете ли «мое слово, захотел — дал, захотел — обратно взял» (с). Если бы Людовик пожелал избавиться от Ришелье, он уничтожил бы его за полчаса. А вместо этого он выделил ему 150 личных мушкетеров для защиты. Да, Ришелье и Людовик временами спорили, их отношения никогда не были дружескими. Но это был сильный политический союз двух людей, которые уважают друг друга. Скорее всего, этого Сэн-Мар не понял или же не захотел понимать.

Заговор

Дело происходило в 1642 году. В заговоре участвовал практически весь цвет заговорщиков того времени: и герцог Булонский, и опальная герцогиня де Шеврез, и родной брат короля Гастон Орлеанский (который вообще не пропустил ни одного заговора за последние двадцать лет), и испанцы, с которыми Франция тогда воевала, и государственный секретарь Франсуа-Огюст де Ту (по совместительству — лучший друг Сэн-Мара), и де Тревиль, капитан королевских мушкетеров, и даже королева Анна Австрийская.

Заговорщики планировали убить кардинала и помириться с Испанией. Но их переписка попала в руки Ришелье. По одной из версий, не просто попала, а была передана Анной Австрийской. Зачем? Людовик был болен, у Анны были все шансы после его смерти надолго стать регентом при младенце-сыне. Скорее всего, она решила, что не стоит терять эту возможность ради убийства кардинала.

Что бы ни воображал себе Сэн-Мар, король и не подумал простить ему заговор. Пострадали все участники, но Сэн-Мару и де Ту пришлось хуже всего.

Показательный процесс

Король был в ужасе от того, что его фаворит хотел убить его же самого надежного министра. А Ришелье сделал процесс показательным, чтобы доказать всем: королевская власть и королевский закон одинаково разят и простолюдинов, и знать.

Сэн-Мару и де Ту был вынесен смертный приговор. Они были обезглавлены (причем говорят, не с первого раза, и скорее всего — не случайно палач оказался таким бездарным).

А Ришелье добился от Людовика удаления от двора других фаворитов и письменного согласия с тем, что фаворитизм вредит королевской власти.

Знаете, что самое ироничное в этой истории? В январе-феврале 1642 года Сэн-Мар затеял заговор. 12 сентября он был обезглавлен. А 4 декабря того же года умер Ришелье.

Имя Сэн-Мара надолго забылось — пока романисты-республиканцы не вытащили его историю из пыльных архивов и не сделали из жадного, болтливого фаворита, решившего захватить побольше власти, героя и борца с абсолютизмом.

Спасибо большое, что дочитали! Если вам понравилась статья, напишите комментарий, поставьте лайк и подпишитесь на канал!