Согласно исследованию, подготовленному нашим постоянным экспертом из ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павлом Мельниковым, McKinsеy в 2013 и 2016 годах выпустил отчеты об инфраструктуре, которые актуальны и настоящее время. В данных документах говорится, что суммарные мировые инвестиции в инфраструктуру (не считая недвижимость) составили в 2013 году 7% мирового ВВП, из них в транспорт, энергетику, водоснабжение и телекоммуникацию – 3,5% мирового ВВП. При этом Китай, показавший очень серьезный экономический рост, в 2008–2013 вкладывал в инфраструктуру ежегодно 8,6% ВВП, в основном в автомобильные и железные дороги, энергетическую инфраструктуру.
В рамках исследования McKinsеy было выведено «эмпирическое правило 70%», согласно которому для обеспечения экономического роста стоимость инфраструктуры должна составлять не менее 70% ВВП. После достижения этих значений 40% инвестиций должны направляться на ее обновления, а оставшаяся часть – на расширение инфраструктуры.
К сожалению, в наших условиях при дефиците информации, эти цифры проверить затруднительно. Однако согласно оценкам InfraOne, вложения государства и частных инвесторов в РФ в 2019 в инфраструктуру составили 4,9 трлн руб., что составляет 4,4% ВВП. При этом большая часть этих частных инвесторов связана с государством. Прямые расходы бюджетов все уровней в инфраструктуру составили 2 трлн рублей.
До эпидемии для ускоренного развития экономики требовалось 7,2 трлн рублей. В текущих условиях эти оценки скорее всего будут пересмотрены в стороны увеличения.
По оценкам Росстата, объём выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2019 году в нашей стране составил 9,1 трлн руб., из них около 4,2 трлн руб. приходится на строительство жилья и нежилой недвижимости. То есть 54% всей отрасли по объёмам выполненных работ – это инфраструктурное строительство.
По мнению аналитиков InfraOne, в России на сегодняшний день к запуску готово 29 проектов на сумму 1,2 трлн руб., включая ВСМ «Москва-Казань» и передачу в концессию аэропорта Домодедово. Впрочем, стоит учитывать, что перспективы ВСМ Москва-Казань связаны с международным транспортным маршрутом «Европа-Западный Китай», который пока оказался под большим вопросом.