Александра Федоровна свекрови не любила. Впрочем, с матерью
Николая II Марией Федоровной у них это было взаимно.
История этих напряженных внутрисемейных отношений началась с того, что императрица – мать не одобрила гессенскую принцессу на роль невесты для своего сына. Она предлагала в жены своему Ники дочь графа Парижского - Елену. Ситуацию с выбором невесты осложняло еще и то, что Алиса (впоследствии – Александра Федоровна), будучи лютеранкой, наотрез отказалась принимать православие.
Союз рисковал распасться, так и не начавшись, что не могло не приводить в тихий восторг мать наследника престола.
Однако Николай и Алиса действительно любили друг друга, и мать не могла встать на пути личного семейного счастья сына. После долгих уговоров невеста согласилась принять православие.
Свадьба должна была состояться через год после помолвки. Но в это время случилось страшное – 20 октября 1894 года умер император Александр III, отец Николая II. По всей стране был объявлен траур.
Не смотря на это, свадьбу отменять не стали, бракосочетание Николая и Алисы состоялось 26 ноября 1894 года, через неделю после похорон.
Могла ли радовать Марию Федоровну такая свадьба, когда тело ее мужа едва успело остыть?
Ей казалось святотатством устраивать брачные празднества во время траура. После свадьбы она писала сыну Георгию:
«Слава Богу, этот день прошел. Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание. Эта церемония с помпой при такой массе народа!....Это более, чем грех».
Марии Федоровне не легко было смириться с тем, что она оставалась одна, а ее любимый сын, который был к ней так привязан, оказался «во власти» другой женщины.
Между любимыми женщинами новоиспеченного императора началась негласная борьба за его внимание. А полюбить друг друга у женщин не получалось, поскольку они были очень разные.
Милая, общительная, энергичная Мария Федоровна и нелюдимая, замкнутая, вечно измученная мигренями и невралгиями императрица Александра Федоровна.
Жена Николая II даже не пыталась нравиться людям и сама не искала общения со всеми – лишь с «избранными» лицами, которые отвечали ее внутренним представлениям, она находила общий язык. Не удивительно, что и в народе ее сразу невзлюбили, считая холодной и высокомерной. Еще более ее положение в народе усугублял тот факт, что многие считали императора «подкаблучником», обвиняли Александру Федоровну в чрезмерном влиянии на мужа и во вмешательстве во внутренние и внешние дела государства.
Вот и вдовствующая императрица считала, что ее Ники стал слишком зависим от своей жены, а это в его государственном положении было недопустимо.
Александра Федоровна, в свою очередь, ревновала мужа к свекрови, поскольку тот часто советовался с матерью и сильно переживал ее одиночество. Нерасположение свекрови к себе она тоже осознавала, но менять эту ситуацию никак не собиралась.
Императрица была всегда сдержана и холодна со свекровью, хотя все внешние формальности ею соблюдались. Она писала письма, наносила визиты, когда требовалось, поздравляла с праздниками. Но Мария Федоровна чувствовала, что невестка тяготится ею и не желает сближаться далее формальных церемоний.
В дальнейшем, когда в царском семействе стали принимать «старцев», «лекарей» и прочих проходимцев, которые оказывали влияние на политику государства (речь, разумеется, о Распутине и его предшественниках), по стране поползла волна негодования, которая, опять же, в основном была направлена против супруги императора. Такие же разговоры стали подниматься и в семействах царской фамилии. Тогда Александра Федоровна обвинила свекровь в том, что в ее доме ведутся «непозволительные беседы» и «дорогая матушка» ни сколько им не препятствует.
Письмо за письмом строчила императрица с назиданиями для царствующего супруга:
«… ты должен твердо сказать ей, что тебе это неприятно…» (16 сентября 1915г.);
«я очень сожалею, что твоя матушка вернулась в город» (4 ноября 1915г.);
«гораздо лучше, что дорогая матушка остается в Киеве…» (1 ноября 1916г.).
Еще одним фактом, повлиявшим на холодные отношения между двумя самыми близкими женщинами императора, стала некоторого рода зависть Александры Федоровны… ко внешности престарелой свекрови. Жена императора Николая II, в свои сорок с небольшим, вся изможденная, усталая и больная, стала выглядеть чуть ли не хуже своей бодрой, стройной и хорошеющей свекрови на седьмом десятке лет. Здесь, конечно, стоит отметить, что Мария Федоровна всегда умела ухаживать за собой: делала массажи, косметические и медицинские процедуры, позволяющие сохранять молодость. Ее возраст могли выдать только руки, но на людях императрица-мать всегда ходила в перчатках.
Невестка со свекровью до самого конца оставались в неприязненных отношениях. Об этом свидетельствует тот факт, что, даже находясь под арестом в Тобольске, практически перед самой смертью, Александра Федоровна не упускала возможности «уколоть» свекровь в переписке со своей ближайшей подругой Анной Вырубовой.
В письмах она неоднократно упоминает о том, что слышала, как Мария Федоровна «сильно постарела».
Вам может быть интересно:
Милица и Стана - "черные" подруги императрицы Александры Федоровны
Принцесса Дагмар: невеста-вдова и будущая императрица Мария Федоровна
Любовники Екатерины II
"Букет" заболеваний Петра I
Подписывайтесь на канал КЛЕВЕР КЛИО, там еще много интересного!
Если понравилась статья, нажимайте "нравится", делитесь ею с друзьями и высказывайте свое мнение в комментариях!