Найти в Дзене

Империя России. Часть 1. Царь или император?

Оглавление

Сколько лет просуществовала Российская империя? Казалось бы, ответ очевиден: Началом существования Российской империи считается 1721, а окончанием – 1917 год. Значит, её история продолжалась 196 лет.

Но в этом случае получается, что царь – не император, а царство не империя. (Подробнее об империи см.: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-detstvo-i-molodost-civilizacii-5ebfd91c38e7d258172a547e ). Между тем, этимология слова «царь» совершенно чётко отсылает нас к одному из наименований римских императоров – «цесарь» (кесарь), происходящему от фамилии первого императора Рима – Юлия Цезаря. Таким образом, царь – это и есть император, а в 1721 году состоялось только утверждение западного варианта этого титула, чтобы он был понятнее «нашим друзьям» за рубежом.

Из этого следует, что Россия стала империей не позже принятия её главой царского титула, то есть - 1547 года. Однако и эту дату тоже нельзя считать начальной. Дело в том, что первое «венчание на царство» произошло в нашей стране ещё в 1498 году, в период правления Ивана 3-го, когда царские регалии были торжественно возложены на тогдашнего наследника российского престола Дмитрия (позже он был наследства лишён). Это означает, что сам Иван 3-й уже фактически был царём, раз мог передавать это звание по наследству.

Царь Иван III
Царь Иван III

С точки зрения обеспечения законности такого шага, значительную роль сыграла женитьба его в 1472 году на племяннице и наследнице последнего Византийского императора, погибшего при взятии Константинополя турками (своих детей у него не осталось) Софье. На этом основании был заимствован Иваном 3-м у греков для своего царства и византийский герб с двуглавым орлом.

Герб византийских императоров династии Палеологов
Герб византийских императоров династии Палеологов

Давало Ивану 3-му право называть себя царём и освобождение Московской Руси от Ордынской зависимости в 1480 году, поскольку таким титулом мог пользоваться только независимый Государь. Кстати, именно с этого момента правителя новорожденной России стали называть самодержцем (то есть независимым властителем), а его власть – самодержавием.

Стояние на Угре, 1480 г.
Стояние на Угре, 1480 г.

Для обладания статусом империи была необходима также и ни от кого не зависимая церковь. Такой (автокефальной) московская церковь была к моменту венчания на царство Дмитрия уже ровно полвека (разрыв с Константинопольским патриархом, подписавшим Флорентийскую унию греческой церкви с католиками, произошёл в 1448 году).

Печать первого митрополита автокефальной русской православной церкви Ионы, 1448 г.
Печать первого митрополита автокефальной русской православной церкви Ионы, 1448 г.

К концу 15-го века уже сложилась в общих чертах и религиозная теория «Москва – 3-й Рим» (пока ещё без самого этого названия), что подводило теоретическую базу и под самостоятельность московской церкви, и под принятие московским князем царского титула. (Подробнее о теории "Москва - 3-й Рим" и причинах её появления см. в статье "Восхождение к России. Часть 4. Обретение духа": https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-4-obretenie-duha-5ebbf7a4996f5f65f3407116 )

И всё же существовала одна деталь, которая в немалой степени обесценивала все перечисленные выше благоприятные обстоятельства: женщина в Византии (и на Руси) не обладала правом наследования государственной власти, следовательно, получить императорское звание на законных основаниях через Софью Палеолог было невозможно.

Софья Палеолог
Софья Палеолог

Именно этот факт мешал Ивану 3-му, а затем и его сыну Василию 3-му добиться признания своего нового титула всеми другими державами, хотя во внутренних делах самой России понятие «царь» уже использовалось.

Правящие круги страны искали способ как-то урегулировать эту неприятную для себя ситуацию.

Нужно было доказать, что Великие московские князья получили право на императорскую власть непосредственно через своих предков.

Выполняя этот заказ, московским книжникам пришлось, в конце концов, пойти на прямой подлог, создав вымышленную историю приобретения этого права.

Первоначально, видимо, появилась относительно правдоподобная легенда о венчании на царство в 1116 году посланцем византийского императора Константина Мономаха митрополитом Неофитом киевского Великого князя Владимира (Мономаха) – предка московских князей по прямой линии. В качестве доказательств этого события предъявлялось наличие трона и царских символов (шапка Мономаха, бармы и др.) якобы присланных тогда Владимиру Мономаху византийским императором.

Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

Поскольку и шапка, и бармы уже использовались при венчании на царство Дмитрия в 1498 году, легенда эта возникла раньше. Однако желаемого эффекта достигнуть с её помощью всё же не удалось. Передача символов власти и венчание на царство греческим митрополитом – это всё же не обладание ею по праву рождения, и даже не венчание патриархом (всех королей и императоров Запада венчал сам Папа Римский).

Тогда была создана ещё одна легенда, доказывавшая уже прямое родство московских князей, через родоначальника своей династии Рюрика, с 1-м наследственным римским императором Августом, который назван в легенде царём всей вселенной.

Император Август
Император Август

Уже при Василии 3-м обе легенды были объединены в одно произведение «Сказание о князьях Владимирских», ставшее официальным обоснованием наследственной власти русских царей.

Так первым российским царям удалось с помощью подлога обосновать своё превосходство в правах на императорскую власть перед правителями всех европейских стран, возникших на осколках империи Карла Великого.

Впрочем, столь же недостоверными были тогда обоснования наследственных прав на власть у глав Польши, Литвы и других государств Европы.

Царское звание поставило русского государя и вровень с правителями Золотой Орды (и её осколков), которых на Руси традиционно (со времён Ига) тоже называли царями.

(Подробнее о Золотой Орде и её распаде см": https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-2-ordynskaia-kupel-5eb4eb0d56433c437a46ba56 и : https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-3-borba-s-ordoi-5eb96e678a06122feefef8e2 ).

Этот факт делал возможным, в глазах населения уже распавшейся Орды, объединение её под властью Москвы, поскольку прежде та являлась составной (хотя и автономной) частью единого Ордынского государства. Русский царь стал естественным наследником не только византийских императоров, но и золотоордынских ханов (именно в этом качестве его воспринимало впоследствии татарское население империи).

Повышение международного статуса России требовало и соответствующего ему более величественного облика её столицы. Под руководством выписанных из Италии архитекторов, в 1574 году началось возведение в Москве главного храма страны - Успенского собора, а после присоединения Твери - перестройка московского кремля (закончена в 1516 г.). Шло строительство и внутри него.

-9

В течение двух – трёх десятков лет Москва превратилась в один из красивейших городов мира, а Россия – в великую державу, с которой теперь вынуждены были считаться все остальные крупнейшие государства.

Следующая статья серии "Империя России. Часть 2. Третий Рим" здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-2-tretii-rim-5ec2048bf1689869c21d1565

Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал.