К сожалению, даже очень многие взрослые не могут без труда отличить именительный падеж от винительного. Что уж говорить о детях! А ведь уже с начальной школы детей учат определять падеж существительного... Но далеко не все справляются с этой задачей даже в средней школе.
А ведь этот навык пригодится и при изучении иностранных языков. Например, чтобы осознать разницу между I и me в английском, не говоря уже о Nominativ и Akkusativ в немецком.
В этой статье я расскажу, как безошибочно определить, в винительном или именительном падеже стоит слово. Заодно и повеселю вас этим способом, но это не просто хохма, а реальный метод, который поможет справиться с трудностями в изучении русского.
Для начала объясню, почему именно с этими двумя падежами возникла такая путаница.
Именительный падеж - есть кто? что? - яблоко
Винительный падеж - вижу кого? что? - яблоко
Как видите, формы слова в этих двух падежах иногда совпадают.
Для детей иногда особенно сложно задавать вопрос для неодушевленных предметов, ведь для них еще и вопрос одинаковый.
На моем столе лежит яблоко. Лежит что? Яблоко. Именительный падеж.
Я взял яблоко со стола. Взял что? Яблоко. Винительный падеж.
И совсем беда, если человек вопросы не научился задавать... (Небольшая подсказка - надо понять, какой вопрос можно задать от глагола, чтобы получить на него ответ в виде существительного.)
И как же объяснить разницу?
Я предлагаю в таких сомнительных случаях заменять слово, падеж которого требуется определить, на слово "мужчина". Да, по смыслу получится белиберда, но зато падеж вы определите безошибочно.
Рассмотрим на примерах. Сейчас, кстати, будет очень весело.
На моем столе лежит яблоко.
Непонятно, в каком падеже стоит выделенное слово. Заменим его на "мужчина", ничего более в предложении не меняя. Не вдумывайтесь в смысл)))
На моем столе лежит мужчина.
Окончание -а(-я) - показатель именительного падежа. Значит, и яблоко стояло в именительном.
Теперь возьмем второе предложение.
Я взял со стола яблоко.
Снова заменим его, опять не смотрите на смысл.
Я взял со стола мужчину.
Окончание -у(-ю) - показатель винительного падежа. Значит, и яблоко в этом предложении было в винительном падеже.
Слово "мужчина" хорошо тем, что оно и во множественном числе поможет верно определить падеж. (К сожалению, далеко не все слова подойдут для такой замены, а лишь одушевленные существительные первого склонения. Женщина, кстати, тоже сгодится)))).)
На деревьях висят яблоки (мужчины).
Окончание -ы - во множественном числе показывает нам именительный падеж.
Мы сорвали яблоки (мужчин) с деревьев.
Нулевое окончание во множественном числе указывает на винительный падеж.
Итак, подытожим.
Чтобы безошибочно определить, в именительном или винительном падеже в предложении стоит существительное, то нужно, больше ничего не меняя в предложении, заменить слово, падеж которого требуется определить, на слово "мужчина" и тогда:
- Окончание -а/-ы (зависит от числа) укажет нам на то, что слово стоит в именительном падеже.
- Окончание -у или нулевое окончание (зависит от числа) укажет нам на то, что слово стоит в винительном падеже.
Предлагаю потренироваться. Сначала одно предложение разберем, а затем сами.
Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. (М.Ю. Лермонтов)
Нужно определить падеж выделенного слова.
Заменяем его. Если вам мешает прилагательное, стоящее перед словом, падеж которого надо определить, то можете его из предложения просто выкинуть.
Эта книга испытала на себе еще недавно (несчастн...) мужчин(у) некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов.
Окончание -у или нулевое окончание - показатель винительного падежа. Значит, и слово доверчивость стояло в винительном падеже.
Теперь сами. Определите, в каком падеже стоят выделенные слова.
Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (В. Бианки. «Анюткина утка»)
Мутно-жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький)
О нем напишут книги, каждый ребенок в мире будет знать его имя! (Джоан Роулинг. Гарри Поттер и философский камень)
Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. (П. П. Бажов)
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Н. Толстой)
Получилось? Больше не сомневаетесь в правильности своих ответов?
Делитесь в комментариях своими результатами, ставьте лайки, если вам помог этот способ.
Спасибо, что читаете мои статьи!
Подписывайтесь на мой канал и узнавайте нечто увлекательное о нашем родном языке, а также читайте статьи-рассуждения, которые побудят вас задуматься над вашей жизнью! !