Найти в Дзене
Центр Ремесел

Прялки (Выставка «Нить. Символ. Человек»).

Фрагмент экспозиции художественного проекта "Нить. Символ. Человек"
Фрагмент экспозиции художественного проекта "Нить. Символ. Человек"

В предыдущей публикации мы рассказывали о веретене и пряслени, в этот раз мы будем говорить о прялке, о том какой она была у обских угров и славян.

Центр экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» – «лес» прялок, это и найденные корневые, то есть сделанные из цельного куска корня дерева, привезенные c полей экспедиций из старожильческих русских деревень прялки, веретена, кросно и, выполненные мастерами центра, реплики старинных прялок. Почему лес? Прялка – образ мирового древа, леса, той природы/жизни из которой человек брал все для своего творчества… той природы в которой земное и райское находятся в балансе, природы обыденной в своей сакральности и простой, как целостность Пространства, не разделенного на минуты и часы, вечность и мгновение.

У обских угров (хантов и манси), прялка представляет собой несколько иную, более «исходную» конструкцию, чем славянская. Это жердь, к ней прикреплена кудель* из растительного волокна или шерсти, и веретено с прясленем, на которое наматывается вытягиваемая из кудели нить.

Иллюстрация "Остячка с прялкой"
Иллюстрация "Остячка с прялкой"

Известно, что на Конде** в конце XX в. манси использовали прялку – копыл понх ив – и деревянное веретено – ент- биконической формы с утолщённым нижним концом.

Материалом для ткачества обских угров являлась крапива и шерсть. Пряжа изготавливалась в одну нитку (она была трёх сортов: низкого, среднего и высокого).

Что касается символики, то жердь с куделью представляла ось мира, тогда как веретено – вращение солнца вокруг земли, «прядущее» своим движением нить и календарь жизни. В обрядах и мифологии обских угров, ткань, тканные вещи приносили в жертву богам (как и в славянской традиции). Например, богине хантов Белоярского района – Тәрум най аӈки (Небесная богиня-Мать), или Богине-Земле. Обширная поверхность земли отождествлялось с ее телом. Землю-Мать еще называли пәрăнты аӈкев – мать, по которой мы ходим. Обряд, посвященный этой богине, проводили в начале лета. Жертва – ткань или платок светлого цвета, который вешали на дерево (природную «прялку») или закапывали (возвращали в материю жизни, из которой эта ткань была соткана).

Согласно той же обско-угорской мифологии, творение мира произошло с помощью утки или гагары, которая устав плавать по воде мирового океана, нырнула и подняла со дна комок земли с корнями.

На прясленях обские угры, часто изображали уточек – женское начало, как символ жизни, возникающей из небытия, символ творчества, как акта творения – рождения узоров мира.

Прялки на выставке "Нить. Символ. Человек"
Прялки на выставке "Нить. Символ. Человек"

В русской традиции развитие образа прялки продолжилось дальше, жердь превратилась в лопасть и донце у разборных прялок (дерево с кроной), обе части щедро расписывались.

Первую прялку девочке делал и дарил отец, а когда она вырастала и выходила замуж, старая прялка ломалась, а новая дарилась ее будущим мужем. Пуповину новорожденной девочке перерезали на веретене или прялке и через них же подавали малышку крестной матери. Детскую прялку клали в колыбель, с 5-6 лет начиналось обучение прядению, выращиванию льна и подготовке кудели. К той поре, когда девушка была готова выйти замуж, она уже умела прясть, ткать, шить, украшать вышивкой одежду. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными, так как говорили о том, что девушка не готова к взрослой, самостоятельной жизни, не годится для брака.

В русских сказках и преданиях, все женские божества-Рожаницы (Суженицы, Орисницы) – пряхи и ткачихи, определяющие судьбу человека при рождении. По одной из версий, Рожаниц звали Макошь***, Доля (Среча) и Недоля (Несреча) – первая создавала нить жизни, вторая сплетала ее в хорошею, или плохую судьбу, а третья перерезала.

Если мужчина мыслился как творец мира социального, видимого, то женщина в этой концепции, будучи равнозначной ему, была творцом всего внутреннего, связанного как с вынашиванием ребенка****, так и всякой ткани, одежды, призванной укрыть, спрятать, дать защиту и одновременно, со всем что помогает явится на свет, войти в жизнь, украситься, расцвести.

Именно поэтому, исходя из такого понимания «содержаний» мужского и женского начал, ткачество и прядения мыслилось, как сугубо женское, то есть природное женщине занятие. Мужчина создавал структуру, а женщина творила с ее помощью красоту, наполняла пространство узорами, выдумками и придумками, цветами и образами. Ткала судьбу семьи, рода.

Любопытный факт: лучшей считалась прялка, сделанная из дерева, в которое попала молния. Этот выбор имел свое обоснование и в практике, и в мифе. С точки зрения материала, удар молнии менял структуру дерева, делая его более сухим, пригодным для изготовления деревянных изделий, в том числе прялки. С магической точки зрения, такое дерево, как бы было «подарено» человеку божеством и прялка, сделанная из нее, была волшебной.

Прялки состояли из двух частей – нижней (собственно донца) на которую во время работы садилась пряха, вертикальной части, она состояла из двух частей – шейки (ножки) и лопаски (лопати) на нее привязывалась кудель. Были прялки разборные, а были, как сказано, выше корневые (корневухи, копылки), из целого куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получить и донце (еще один вариант названия – подгузок) и лопаску.

Что касается материала из которого создавались прялки, то для разборных прялок использовались береза, клен, липа, осина. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает то, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, лопаску делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки из коллекции БУ Центр ремесел на выставке "Нить. Символ. Человек"
Прялки из коллекции БУ Центр ремесел на выставке "Нить. Символ. Человек"

Ни один из предметов крестьянского труда и быта, не украшался так как прялка. Тут и роспись, и резьба, и инкрустация зеркальцами: народная фантазия в украшении прялок оказывалась щедра на выдумку.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи, советы и поучения, например, вот такие: «Кого люблю того дарю», «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или как вам такой диалог: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» и лукавый ответ – «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография оригинала – прим. автора).

Прялка – образ Древа Жизни, которое цветет и плодоносит, неудивительно, что почти все русские народные росписи по дереву, как и способы резьбы, «сошли» в русский быт с прялок.

В соответствии с сезонным славянским календарем, пряли и ткали женщины в осенне-зимний период, после сбора урожая. Вспомним строки А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

«В избушке, распевая дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней».

И в обско-угорском и славянском обиходе и предании, прялка, прядение и все что с ними связанно – щедрое пространство для творчества, мифа и красоты.

Продолжение следует…

Авторы: Ольга Бубновене, Алла Харитонова, Ксения Илауски – по материалам исследований бюджетного учреждения Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

*Кудель или куде́ля – очищенное от одеревеневших волокон (костры) волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

** Конда — река в Ханты-Мансийском автономном округе, левый приток Иртыша.

*** Макошь или Мокошь – единственное женское божество, которое почиталось наравне с Родом, старшая из богинь судьбы. Прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле.

*** Народная традиция всегда биологична в своей основе, ориентирована на жизнь, как и на условия той местности, где проживает конкретный народ. Традиция своевременна, поэтому ушедшая в миф традиция становится понятна, только при условии точной реконструкции практических особенностей эпохи, в которую она бытовала.